Асхадуллина Л.А. Психолого-педагогическая поддержка социокультурной адаптации детей-мигрантов

11 / 03 / 21 Автор: Александр Александров

Актуальность темы статьи обусловлена тем фактом, что в России в последние годы увеличивается миграционная активность, в том числе и образовательная миграция. Трансформация миграционных потоков происходит не только в количественном, но и в качественном выражении, значительно увеличивается доля семейной миграции, которая требует и трудоустройства взрослых, и устройства детей из таких семей в образовательное учреждение.

На современном этапе развития общества задача социальных, психологических, педагогических, служб состоит в том, чтобы учитывать указанные тенденции миграции и уделять большое внимание адаптации детей и подростков из семей мигрантов.

Процесс вхождения ребёнка-мигранта в новую для него культуру  происходит таким образом, что ему приходится потратить на адаптацию к новым условиям очень большой запас внутренних интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Ребёнок проходит через преодоление тревожности и стресса, вызванные разрывом с близкими людьми и более привычной для него средой, которая окружала его до переезда. Миграционный опыт приводит к тому, что у ребёнка возникает целый комплекс так называемых «детских» проблем, которые необходимо своевременно и детально прорабатывать в рамках психолого-педагогической поддержки.

Адаптированным является ребёнок, который приспособился к всестороннему развитию своего потенциала, как интеллектуального, так и физического в условиях новой педагогической среды. Дети-мигранты, живущие под воздействием эмигрантской субкультуры, одновременно сталкиваются с массовой культурой принимающего сообщества, и по этой причине они могут переживать сложную кризисную ситуацию. Вне зависимости от того какое решение приняла семья ребёнка-мигранта относительно перемены места жительства и к какому поколению  мигрантов принадлежит такой ребёнок, для того чтобы ему развиться как личность, ему важно достичь позитивной этноидентичности, оставаясь при этом этнотолерантным человеком.

Именно поэтому очень важная роль принадлежит психолого-педагогической поддержке детей, находящихся в состоянии выбора той самой идентичности. Форма выбора может быть различной, от религиозных занятий и обучения родному языку до интеграции в образовательный процесс различных культурных архетипов. Психолого-педагогическая поддержка способствует установлению взаимодействия между детьми из категории  преобладающей культуры и культуры меньшинства, что способствует ускорению адаптационного процесса ребёнка к новой культурной среде. В тоже время, такая  поддержка позволяет ребёнку сохранить свою личную этноидентичность.

Программы психолого-педагогической поддержки, составляющие основную часть учебного плана, направленные на сопровождение процесса социально-культурной адаптации детей-мигрантов должны быть обращены на то, чтобы сформировать толерантность и позитивную и личностную идентичность. Причем важно сделать это, с одной стороны, находясь на  позиции ценности психологической устойчивости, а с другой стороны – соблюдая принципы усвоения общественной нормы. В обязательном порядке такая поддержка должна учитывать индивидуальные культурные особенности, а также проблемы и специфические особенности детского и подросткового возраста. Такого рода программы адаптации должны носить комплексный характер, то есть охватывать не одну, а сразу несколько разных сфер (психология, педагогика, социальная работа). Важно включать в такие программы и логопедию, так как зачастую дети-мигранты говорят на двух языках, то есть является билингвами.

Обобщив научные, научно-практические труды по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей-мигрантов, была разработана авторская концепция психолого-педагогической поддержки социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательной среде начальной школы ориентирована на развитие коммуникативных навыков школьника-мигранта, воспитание его сензитивности, формирование уверенного поведения и социальной успешности.

Формой проведения занятий мы выбрали тренинги, так как они успешно проходят в детских и подростковых группах устойчивого типа. При проведении тренингов формируются ценностные ориентации, коммуникативные навыки и адекватная самооценка подростка.

Программа в обязательном порядке включает в себя индивидуальные и групповые формы коррекционных занятий, встречи консультативного характера со школьниками-мигрантами и их родителями, проводимые педагогом, психологом или тьютором.

Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения направлена на создание атмосферы толерантности и готовности педагогов к работе в поликультурной среде. Важно планировать её в контексте с основной образовательной программой образовательного учреждения, одновременно с программами методической работы с учениками.

Разработанная программа была апробирована на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района г. Казани (МБОУ «Лицей №83 – Центр образования»).

В исследовании приняли участие 40 учеников первых классов из двух классов (А и Б). Класс А был контрольной группой, в нем 20 учеников, из которых 4 ребёнка-мигранта, прибывших из Азербайджана (2 человека) и Украины (2 человека). Класс Б был экспериментальной группой, в нем также 20 учеников, из которых 4 ребёнка-мигранта, прибывших из Азербайджана (2 человека) и Казахстана (2 человека).

Результаты первичной диагностики показали, что из 40 учеников, только 5 детей полностью адаптированы к условиям образовательной среды начальной школы, то есть психологически готовы к роли учеников. Остальные дети, среди которых 8 учеников-мигрантов, показали средний и низкий уровень адаптации. Дети-мигранты продемонстрировали низкий уровень социокультурной адаптации. Ранжирование факторов адаптации позволило выявить, что ученики из семей мигрантов тревожатся по причине страха несоответствия ожиданиям принимающего сообщества и страха общения со сверстниками.

Повторное исследование показателей социокультурной адаптации детей-мигрантов показало, что ее уровень адаптации к образовательной среде и принимающему сообществу стал средним (5 человек из 8) и выше среднего (3 человека из 8). Степень социокультурной адаптации испытуемых детей-мигрантов после занятий, предусмотренных в рамках разработанной программы психолого-педагогической поддержки социокультурной адаптации, существенным образом изменился, стал выше.

Реализация разработанной программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов позволяет обеспечить целенаправленное воспитание ценностных установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, ее обычаям и культуре, обеспечить возможность активного участия детей-мигрантов в социокультурной среде местного сообщества.

Комментарии

2

София:

1. Бывали ли такие случаи , что после всех проведённых тренингов ребёнок не смог адаптироваться, и что в таком случае нужно делать?

2. Как вы считаете , почему спустя несколько лет проживания в стране , в которую ребёнок или подросток мигрировал , он отрекается от культуры того общества , в котором пребывает , в связи с этим подросток кооперируется со сверстниками из своей или схожей по культуре страны? Несмотря на то, что общество , в котором он находится, ведёт себя толерантно и принимает все культурные особенности.
(Основано на примере ребят , которые учатся в КФУ)
Зависит ли это от того, в каком возрасте ребёнок мигрировал?

Лейсан:

Благодарю за Ваши вопросы
1) Форма тренинга как раз таки подразумевает, что в него включены все участники, а педагог выполняет роль координатора процесса, становится его модератором, то есть не возвышает себя над детьми, он учится вместе с ними, он познает культуру детей-мигрантов, получая знания от них и давая им знания о русской культуре. Другими словами, результатом такой формы взаимодействия становится интеграция двух и более культур. Детей не заставляют отказаться от своих традиций, это очень важно. Безусловно, степень адаптации у всех детей будет различной, в большинстве случаев она будет на среднем уровне, что доказано апробацией методики. Однако, если по каким-то причинам ребёнок не смог адаптироваться, необходимо определить истоки этих причин, провести с ним индивидуальную работу.

2) Безусловно, от возраста ребёнка зависит степень его адаптации. В более раннем возрасте ребёнок-мигрант не имеет возможности сравнить культуры и традиции, чтобы сделать осознанный выбор в пользу одной из них. Кроме того, на мигрантов большое влияние оказывает их семья, причём не только родители, но и старшие братья и сестры. Когда мировоззрение ребёнка еще не сформировано, а авторитет родителей безусловный, он будет отрицать культуру принимающего сообщества. Это, конечно, серьёзным образом затрудняет процесс адаптации, но семья ребёнка-мигранта не до конца осознает это, не понимая, с какими сложностями это сопряжено для их ребёнка в первую очередь.

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Норбоев Б.Н. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ПРАВЫХ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ 11 / 03 / 21

Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…

Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ» 11 / 03 / 21

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…

Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы 11 / 03 / 21

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…