Актуальность темы статьи обусловлена тем фактом, что в России в последние годы увеличивается миграционная активность, в том числе и образовательная миграция. Трансформация миграционных потоков происходит не только в количественном, но и в качественном выражении, значительно увеличивается доля семейной миграции, которая требует и трудоустройства взрослых, и устройства детей из таких семей в образовательное учреждение.
На современном этапе развития общества задача социальных, психологических, педагогических, служб состоит в том, чтобы учитывать указанные тенденции миграции и уделять большое внимание адаптации детей и подростков из семей мигрантов.
Процесс вхождения ребёнка-мигранта в новую для него культуру происходит таким образом, что ему приходится потратить на адаптацию к новым условиям очень большой запас внутренних интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Ребёнок проходит через преодоление тревожности и стресса, вызванные разрывом с близкими людьми и более привычной для него средой, которая окружала его до переезда. Миграционный опыт приводит к тому, что у ребёнка возникает целый комплекс так называемых «детских» проблем, которые необходимо своевременно и детально прорабатывать в рамках психолого-педагогической поддержки.
Адаптированным является ребёнок, который приспособился к всестороннему развитию своего потенциала, как интеллектуального, так и физического в условиях новой педагогической среды. Дети-мигранты, живущие под воздействием эмигрантской субкультуры, одновременно сталкиваются с массовой культурой принимающего сообщества, и по этой причине они могут переживать сложную кризисную ситуацию. Вне зависимости от того какое решение приняла семья ребёнка-мигранта относительно перемены места жительства и к какому поколению мигрантов принадлежит такой ребёнок, для того чтобы ему развиться как личность, ему важно достичь позитивной этноидентичности, оставаясь при этом этнотолерантным человеком.
Именно поэтому очень важная роль принадлежит психолого-педагогической поддержке детей, находящихся в состоянии выбора той самой идентичности. Форма выбора может быть различной, от религиозных занятий и обучения родному языку до интеграции в образовательный процесс различных культурных архетипов. Психолого-педагогическая поддержка способствует установлению взаимодействия между детьми из категории преобладающей культуры и культуры меньшинства, что способствует ускорению адаптационного процесса ребёнка к новой культурной среде. В тоже время, такая поддержка позволяет ребёнку сохранить свою личную этноидентичность.
Программы психолого-педагогической поддержки, составляющие основную часть учебного плана, направленные на сопровождение процесса социально-культурной адаптации детей-мигрантов должны быть обращены на то, чтобы сформировать толерантность и позитивную и личностную идентичность. Причем важно сделать это, с одной стороны, находясь на позиции ценности психологической устойчивости, а с другой стороны – соблюдая принципы усвоения общественной нормы. В обязательном порядке такая поддержка должна учитывать индивидуальные культурные особенности, а также проблемы и специфические особенности детского и подросткового возраста. Такого рода программы адаптации должны носить комплексный характер, то есть охватывать не одну, а сразу несколько разных сфер (психология, педагогика, социальная работа). Важно включать в такие программы и логопедию, так как зачастую дети-мигранты говорят на двух языках, то есть является билингвами.
Обобщив научные, научно-практические труды по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей-мигрантов, была разработана авторская концепция психолого-педагогической поддержки социокультурной адаптации детей-мигрантов.
Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательной среде начальной школы ориентирована на развитие коммуникативных навыков школьника-мигранта, воспитание его сензитивности, формирование уверенного поведения и социальной успешности.
Формой проведения занятий мы выбрали тренинги, так как они успешно проходят в детских и подростковых группах устойчивого типа. При проведении тренингов формируются ценностные ориентации, коммуникативные навыки и адекватная самооценка подростка.
Программа в обязательном порядке включает в себя индивидуальные и групповые формы коррекционных занятий, встречи консультативного характера со школьниками-мигрантами и их родителями, проводимые педагогом, психологом или тьютором.
Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения направлена на создание атмосферы толерантности и готовности педагогов к работе в поликультурной среде. Важно планировать её в контексте с основной образовательной программой образовательного учреждения, одновременно с программами методической работы с учениками.
Разработанная программа была апробирована на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района г. Казани (МБОУ «Лицей №83 – Центр образования»).
В исследовании приняли участие 40 учеников первых классов из двух классов (А и Б). Класс А был контрольной группой, в нем 20 учеников, из которых 4 ребёнка-мигранта, прибывших из Азербайджана (2 человека) и Украины (2 человека). Класс Б был экспериментальной группой, в нем также 20 учеников, из которых 4 ребёнка-мигранта, прибывших из Азербайджана (2 человека) и Казахстана (2 человека).
Результаты первичной диагностики показали, что из 40 учеников, только 5 детей полностью адаптированы к условиям образовательной среды начальной школы, то есть психологически готовы к роли учеников. Остальные дети, среди которых 8 учеников-мигрантов, показали средний и низкий уровень адаптации. Дети-мигранты продемонстрировали низкий уровень социокультурной адаптации. Ранжирование факторов адаптации позволило выявить, что ученики из семей мигрантов тревожатся по причине страха несоответствия ожиданиям принимающего сообщества и страха общения со сверстниками.
Повторное исследование показателей социокультурной адаптации детей-мигрантов показало, что ее уровень адаптации к образовательной среде и принимающему сообществу стал средним (5 человек из 8) и выше среднего (3 человека из 8). Степень социокультурной адаптации испытуемых детей-мигрантов после занятий, предусмотренных в рамках разработанной программы психолого-педагогической поддержки социокультурной адаптации, существенным образом изменился, стал выше.
Реализация разработанной программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов позволяет обеспечить целенаправленное воспитание ценностных установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, ее обычаям и культуре, обеспечить возможность активного участия детей-мигрантов в социокультурной среде местного сообщества.
Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…
Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…
Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных
Настоящее пользовательское соглашение является публичной офертой (то есть предложением заключить соглашение).
Нажимая кнопки «Записаться», «Купить» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.
Сакаев Василь Тимерьянович (ИНН 165038479865) стремится всеми доступными способами обеспечить безопасность пользования сайтом http://politdem.ru/ (далее — Сайт). Настоящим Соглашением Сайт информирует Пользователей Сайта о том, какие сведения о Пользователе могут быть доступны Сайту, а также о том, каким образом используется полученная Сайтом информация. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки (регистрации), пользователь:
подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
подтверждает и признает, что им внимательно и в полном объёме прочитано данное Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях онлайн-заявки (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
даёт согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.
Пользователь даёт свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своём интересе.
Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.
Настоящее согласие Пользователя признаётся исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; номерах телефонов; e-mail. Пользователь предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными:
сбор и накопление;
хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем;
уточнение (обновление, изменение);
использование;
уничтожение;
обезличивание;
передача по требованию суда, в том числе третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Сайт не осуществляет сбор информации, направленной на идентификацию (определение) конкретных физических лиц — Пользователей Сайта.
Вместе с тем, в процессе функционирования Сайта, а также в результате осуществления Пользователями действия по использованию Сайта, Сайту становится доступна определенная информация о Пользователях, перечень и цели использования которой приводятся ниже.
Сайт предоставляет Пользователям возможность подписаться на рассылку Сайта. Пользователь в любое время может прервать рассылку, воспользовавшись соответствующей ссылкой, содержащейся во всех письмах, отправляемых Пользователю по подписке.
Сайт автоматически сохраняет информацию, посылаемую браузером пользователя при посещении им сайта. Эта информация включает запрос страницы, IP-адрес, тип и язык браузера, а также дату и время вызова страницы. Информация используется исключительно для анализа и поддержания качественной технической работы Сайта и автоматически удаляется через 30 дней.
При посещении Пользователем Сайта, Сайт отправляет один или несколько файлов cookie на компьютер пользователя или другое устройство.
Cookies — это небольшие текстовые файлы, которые, как правило, сохраняются на компьютере Пользователя до окончания сессии, т.е. до окончания работы в браузере, но в некоторых случаях и за его пределами. Файлы cookie используются:
для упрощения использования Сайта Пользователем;
для анализа в рекламных целях. На Сайте используются службы третьих лиц для отслеживания статистики посещаемости, получения информации о конверсиях по рекламным кампаниям и прочие.
С помощью этих сервисов и инструментов Сайт не собирает данные о конкретных Пользователях, а использует только общие статистические данные о посещаемости и эффективности Сайта и об эффективности рекламных кампаний.
Соглашение действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления Администрации Сайта с указанием данных, определенных ст.14 Закона «О персональных данных».
Мы не размещаем Ваши персональные данные в общедоступных источниках. Мы не принимаем решений, порождающих для Вас юридические последствия или иным образом затрагивающих Ваши права и законные интересы на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных.
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлён путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) politdem@mail.ru.
В случае возникновения дополнительных вопросов, Пользователь имеет возможность обратиться с соответствующим запросом к Администрации Сайта по e-mail: politdem@mail.ru.
Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента её размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Действующая редакция всегда находится на странице по адресу http://politdem.ru/#.
К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
1. Бывали ли такие случаи , что после всех проведённых тренингов ребёнок не смог адаптироваться, и что в таком случае нужно делать?
2. Как вы считаете , почему спустя несколько лет проживания в стране , в которую ребёнок или подросток мигрировал , он отрекается от культуры того общества , в котором пребывает , в связи с этим подросток кооперируется со сверстниками из своей или схожей по культуре страны? Несмотря на то, что общество , в котором он находится, ведёт себя толерантно и принимает все культурные особенности.
(Основано на примере ребят , которые учатся в КФУ)
Зависит ли это от того, в каком возрасте ребёнок мигрировал?
Благодарю за Ваши вопросы
1) Форма тренинга как раз таки подразумевает, что в него включены все участники, а педагог выполняет роль координатора процесса, становится его модератором, то есть не возвышает себя над детьми, он учится вместе с ними, он познает культуру детей-мигрантов, получая знания от них и давая им знания о русской культуре. Другими словами, результатом такой формы взаимодействия становится интеграция двух и более культур. Детей не заставляют отказаться от своих традиций, это очень важно. Безусловно, степень адаптации у всех детей будет различной, в большинстве случаев она будет на среднем уровне, что доказано апробацией методики. Однако, если по каким-то причинам ребёнок не смог адаптироваться, необходимо определить истоки этих причин, провести с ним индивидуальную работу.
2) Безусловно, от возраста ребёнка зависит степень его адаптации. В более раннем возрасте ребёнок-мигрант не имеет возможности сравнить культуры и традиции, чтобы сделать осознанный выбор в пользу одной из них. Кроме того, на мигрантов большое влияние оказывает их семья, причём не только родители, но и старшие братья и сестры. Когда мировоззрение ребёнка еще не сформировано, а авторитет родителей безусловный, он будет отрицать культуру принимающего сообщества. Это, конечно, серьёзным образом затрудняет процесс адаптации, но семья ребёнка-мигранта не до конца осознает это, не понимая, с какими сложностями это сопряжено для их ребёнка в первую очередь.