Чалышев А.Ю. Смена власти в Алжире через призму политической демографии

02 / 10 / 19 Автор: Александр Александров

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок. Вопросы и комментарии можно оставлять на странице где размещен доклад. При комментировании необходимо представляться.

 

Аннотация. Весной 2019 года в Алжире прошли массовые манифестации, направленные против инициативы президента Абдель-Азиза Бутефлики выдвигаться на еще один пятилетний срок. Основная задача данной статьи состоит в том, чтобы показать предпосылки нынешней кризисной ситуации в Алжире, рассмотрев социально-экономические и политические проблемы с демографической точки зрения, определить какую роль демография страны и политические усилия правительства в этом направлении сыграли в становлении причин для смены власти. Работа исследует роль демографии в кризисной ситуации в Алжире. В частности, рассматриваются вопросы контроля рождаемости  в стране, и обозначаются основные меры в этом направлении, показана статистика, подчеркивающая процессы «омоложения» населения и выделяются возникающие при этом проблемы, а также обозначены недочеты и ошибки правительства Алжира в работе с молодым населением. Заканчивается статья выводом, где подводятся основные итоги исследования.

Ключевые слова: кризис в Алжире, смена власти, демографический кризис, рост молодежи, демографический рост, «омоложение» населения, социальные проблемы

 

Введение

Не столь давно, а именно весной 2019 года в Алжире прошли массовые многомиллионные манифестации в одноименной столице, а также в других городах страны. Связаны они были с решением президента Абдель-Азиза Бутефлики, находившимся на посту уже 20 лет, выдвигаться на еще один пятилетний срок. Эксперты и исследователи связывают причины такого взрыва массового возмущения с неэффективностью его работы, с застоем в стране и даже ухудшением положения по позициям безработицы, низкого уровня жизни большинства населения, нехватки жилья, коррупции и многих других. Они раскрывают социально-экономические и политические проблемы государства, не затрагивая вопрос демографии, что очень актуально именно для стран африканского региона, где уже в середине двадцатого века наблюдается рассогласование социально-экономических и демографических процессов. К чему привели экономические реформы, проходившие на фоне сложной демографической ситуации, связанной с ускоренными темпами прироста населения [3]. В статье автор попытаюсь рассмотреть ситуацию в стране, учитывая демографические процессы и то, как они влияют на политическую и социально-экономическую обстановку в стране.

Рост населения и программа демографического контроля

Алжир стал задумываться о планировании семьи в конце 1980-х годов, когда контроль над рождаемостью стал одним из многих факторов, влияющих на рост населения, но вопрос этот очень многранен и, поэтому решить его сразу не удалось. Захия Уада Бедиди которая изучает демографические изменения в Алжире, утверждала, что “эффективность планирования семьи тесно зависит от политики, направленной на поощрение других социальных изменений, благоприятных для контроля рождаемости: улучшения здоровья, развития образования, улучшения положения женщин, доступа женщин к оплачиваемой занятости и экономической и социальной ответственности.”  Она и другие эксперты заявили, что молодежь Алжира несет на себе основную тяжесть последствий демографического роста, который привел к нехватке жилья и рабочих мест. “Не имея возможности вступить в брак, они (молодые алжирцы) задыхаются от социальных норм и табу, которые запрещают любые сексуальные отношения вне брака”, — сказал Бедиди [12].

Арабский еженедельник цитирует статью бывшего премьер-министра Ахмеда Бенбитура, выпущенную 19 июля 2017 года, где предупредил, что “трезвый анализ экономической, социальной и политической ситуации показывает, что над будущим нации нависла неминуемая опасность, которая может сделать вероятность социального взрыва вполне вероятной” [9]. Что, собственно, и произошло сейчас в Алжире; предсказание сбылось.

В Алжире произошли серьезные политические, социально-экономические и демографические потрясения со времени получения независимости. Похожая с точки зрения народонаселения ситуация в 1960-х не вызывала таких опасений, которые она вызывает сейчас. Несмотря на гибель людей во время освободительной войны с Францией в конце 1950-х годов до обретения независимости в 1962 году, первая перепись, проведенная в независимом Алжире, подтвердила масштабы роста населения страны. В период между переписями 1954 и 1966 годов преобладающее мусульманское население страны возросло с менее чем 9 миллионов до 12 миллионов человек, в среднем ежегодный прирост составил более 2,6%. С такой скоростью население удваивается за 30 лет, и алжирские ученые были встревожены данными алжирской ассоциации демографических, экономических и социальных исследований, которое показало, что этот рост ускорится и может приблизиться к 4% в год. Несмотря на эти предупреждения, алжирское правительство не только не проводило политику по сокращению роста населения, но и приняло дискурс, враждебный понятию планирования семьи, которое было воспринято как империалистическое по своей природе. Консервативно настроенное население так же занимает негативную позицию по отношению к программе за контролем рождаемости, ведь деторождение имеет сакральный, духовный характер и вмешательство в него извне является святотатством [1]. Но импульс к появлению мыслей, что этот процесс должен находиться под контролем, дало понимание, что население страны растет настолько стремительными темпами, что к 2030 году оно достигнет 50 млн человек (см. Рис. 1) [8]. Поэтому алжирское правительство в 2017 году одной из важнейших антикризисных мер называло подготовку к программе демографического регулирования. Но многие эксперты главной проблемой считают, что эта мера сильно опоздала во времени, ведь чтобы она дала ожидаемые результаты, потребуется немало времени.

Рисунок 1

Источник: Algerian population 2019 / World Population Review

 

И действительно, такая политика страны привела к такой ситуации, что растущее население страны стало оказывать серьезное давление на попытки правительства урегулировать нехватку жилья и массовую безработицу, вызывающие недовольство среди беспокойного населения. Люди стали смотреть на политику как на  рутину, которая ничего не может поделать с ситуацией в стране. Алжир на протяжении десятилетий боролся над решением проблемы нехватки жилья, поскольку его естественная демографическая экспансия совпала с оттоком сельского населения в большее число городских районов, предлагающих лучшие возможности трудоустройства и условия жизни. Исследование профессора Университета Сетиф в Алжире Тахара Беллала [13] показало, что тенденции роста населения, вероятно, усугубят нехватку жилья. По оценкам, к 2025 году стране потребуется 2 миллиона единиц жилья, несмотря на государственную жилищную программу стоимостью 65 миллиардов долларов, которая заканчивается в 2019 году.

Возрастная структура населения Алжира

Такой рост населения привел к тому, что в стране на данный момент большинством является молодежь в возрасте от 20 до 34 лет (Рис. 2), а средний возраст по стране – 27.8 лет [6, 7]. При этом политическая элита Алжира достаточно возрастная, что и создает еще один конфронтационный фактор; разные поколения мыслят в разных координатах. В качестве примера можно привести нескольких лиц из политического истеблишмента: бывший глава правительства Али Бенфлис – 74 года, бывший премьер-министр Ахмед Оуахия – 66 лет, так же бывший премьер-министр Абдельмалек Селлал – 70 лет. Тем самым, мы видим, что сформировалась ситуация, при которой молодое население видит все проблемы в стране, включая безработицу и нехватку жилья, и на прямую их соотносит с деятельностью президента и остальной политической элиты, которые находятся у власти несменяемо уже 20 лет, что, конечно же, порождает недовольство и желание перемен, пусть будущее видится ими размыто, но данное положение их явно не устраивает, этот взрыв должен был случиться рано или поздно.

Рисунок 2

Источник: Algeria Age Structure 2016 // Index Mundi

При росте образованного молодого населения и нехватки рабочих мест, страной управляют деятели уже в преклонном возрасте, что также не может не добавить масло в огонь. «Действительно, правительство Алжира очень возрастное. Люди надеются на реформы, которых нет, поэтому периодически выходят на улицы протестовать. Во второй половине апреля должны состояться президентские выборы, и в первую очередь молодёжь связывает с ними какую-то надежду на перемены. В Алжире порядка 70% молодёжи, то есть людей моложе 30 лет, и почти 29% населения моложе 15 лет. Безработица среди молодёжи составляет около 20%. Поскольку объявлено, что Бутефлика намерен побороться за кресло президента и в этот раз, молодое население страны понимает, что никаких изменений не будет. Именно поэтому люди выплёскивают недовольство на улицах» — прокомментировал ситуацию старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Сурков [4].

Неудачная молодежная политика         

Руководствуясь данными из Интернет-центра Молодежной политики [5], можно увидеть, что у алжирского правительства не существует национальной молодежной политики, вместо этого имеются лишь статьи в Конституции по основным вопросам, затрагивающим молодежь (бесплатное обучение до 16 лет, призывной возраст). Правительственный орган, отвечающий за молодежь — Министерство молодежи и спорта, созданное в 1964 году, возглавляется министром Кабинета и поддерживается «Государственным секретарем по делам молодежи». Но, по словам исследователя Камаля Раррбо, автора «исследований по молодежной политике в средиземноморских странах-партнерах» [11], распространено мнение о том, что Министерство молодежи и спорта преимущественно сосредоточивает внимание на спорте, а не на молодежи.  Согласно этим же исследованиям в настоящее время в Алжире нет программы, позволяющей создавать и развивать местное или национальное участие молодежи в городской жизни. Молодежь в Алжире сегодня рассматривается в обществе через зеркало социального кризиса. Это связано с проблемами, которые освещались выше, такими как безработица, наркотики, политическое насилие и преступность. Основными жертвами безработицы являются молодые люди в возрасте до 30 лет, что составляет 72% всех безработных [5]. Когда у них есть работа, почти 77% из них не имеют национального страхования, даже если оно является обязательным в Алжире. Кроме того, социальный контекст характеризуется многочисленными городскими беспорядками в некоторых алжирских городах, вызванными в основном молодежью. Действительно, именно маргинализованная и изолированная молодежь реагирует часто насильственно. Национальной политике не хватает эффективности и последовательности из-за отсутствия оперативных механизмов для консультаций и координации деятельности различных учреждений, занимающихся вопросами молодежи. Молодежная политика в Алжире строится. Она имеет тенденцию к переходу к межсекторальной и общей политике. Действительно, общественные действия в направлении молодежи осуществляются в различных областях: безработица, профессиональная подготовка, профилактика наркомании, неформальное образование и спорт. Межведомственная координация по вопросам молодежи пока отсутствует.

Вывод

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что, безусловно, демографические факторы не послужили единственным источником для недовольства людей в Алжире. Причин для нестабильности в стране достаточно много: несменяемая политическая элита, предсказуемость выборов (в 2012 на выборах явка составила меньше половины), деятельность правительства, не приносящая ожидаемых результатов, низкий уровень жизни людей, безработица и нехватка жилья, неразвитость инфраструктуры и многое другое. И все возмущения людей состоянием их жизни еще и сдерживаются жесткой политикой властей.

Но главная идея данной статьи заключается в том, чтобы донести до читателя, что не стоит забывать о демографическом факторе. Как показало исследование ситуации в Алжире, многие причины, спровоцировавшие людей выйти на улицы, были вызваны во многом неудачной демографической политикой страны. В этом и заключается причинно-следственная связь между демографическими процессами в стране и политическим кризисом в стране. Поздно спохватившись о контроле рождаемости, власти допустили ситуацию неконтролируемого роста населения, что далее привело и к проблеме безработицы молодого населения, и к нехватке жилья. Также отсутствие какой-либо программы работы с молодежью стало причиной их агрессивного настроя, нежелания поддерживать режим. Как показано на диаграмме возрастной структуры от Index Mundi (Рис. 2), прекрасно видно, что большая часть населения — молодежь, и она, брошенная на произвол судьбы, никак не поддерживаемая правительством, со всеми проблемами, которые не решаются уже два десятилетия, не видела никакого другого выхода кроме как выйти на улицу с протестом.

Более того на диаграмме (Рис. 2) мы можем видеть новый грядущий кризис, который будет спровоцирован людьми, которые сейчас в возрасте до 9 лет и являются самой большой частью населения. А демографический рост должен сочетаться с экономическим ростом, а экономика Алжира растет слишком медленно, чтобы обеспечить достаточное количество рабочих мест для молодого, растущего и все более беспокойного населения. Власти страны должны усилить конкуренцию, стимулировать создание цифровой экономики и модернизировать государственные предприятия. Для того чтобы обеспечить достаточное количество рабочих мест для миллионов, которые собираются выйти на рынок труда, экономика Алжира должна расти более чем на 6% ежегодно в течение следующих нескольких лет. Но рост ВВП был ничтожным 1,5% в 2018 году, и, по прогнозам, останется ниже 2% в обозримом будущем. Поэтому алжирские власти должны принять срочные меры по либерализации и укреплению экономики, а также заложить основы для большей социальной интеграции. В частности, они должны стимулировать конкуренцию, стимулировать создание цифровой экономики и модернизировать государственные предприятия (госпредприятия) страны [10].

Смена руководства вряд ли сможет сразу решить все проблемы населения, в которых они обвинили Бутефлику. Это долгосрочный процесс, ведь как вы могли увидеть, все они довольно сложные и многоуровневые. Такой сильный взрыв возмущения нельзя оставить без внимания будущим политическим лидерам, ведь этот взрыв только началом, и в скором будущем эти самые же проблемы могут завести страну в еще невиданный кризис. Такая ситуация требует четкой проработанной стратегии, экономические и социальные проблемы Алжира очевидны, и директивные органы должны решать их в условиях повышенной политической неопределенности, и учитывая нынешнее настроение страны, им, возможно, придется действовать быстро.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что все поставленные перед написанием статьи задачи были выполнены, а именно показаны предпосылки кризисной ситуации в стране, рассмотрены социально-экономические и политические проблемы с демографической точки зрения, и подчеркнута важная роль демографии страны в становлении причин для смены власти. Выявлены тенденции и предложены некоторые варианты развития политической ситуации в Алжире.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Балмасов С.С. Алжир начинает политику по снижению рождаемости [Электронный ресурс] / Институт Ближнего Востока РАН. [2017]. URL: http://www.iimes.ru/?p=36424 (Дата обращения 27.05.2019)
  2. Беленькая М. Президент Алжира попрощался со страной. [Электронный ресурс] / Новостное агентство Коммерсантъ. [2019]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3931767 (Дата обращения 27.05.2019)
  3. Зайцева Н.В. Современная демографическая ситуация и экономический рост в странах Северной Африки: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14: защищена 26.04.05 / Институт Африки РАН. 32 с.
  4. Сурков Н. Время перемен. Почему Алжиру грозит «цветная революция» [Электронный ресурс] / Новостной портал Life.ru. [2019]. URL: https://life.ru/t/политика/1197945/vriemia_pieriemien_pochiemu_alzhiru_ghrozit_tsvietnaia_rievoliutsiia. (Дата обращения 27.05.2019)
  5. Algeria [Электронный ресурс] / Youth Policy. [2014] URL: http://www.youthpolicy.org/factsheets/country/algeria/ (Дата обращения 28.05.2019)
  6. Algeria Age Structure 2016 [Электронный ресурс] / Index Mundi. [2016] URL: https://www.indexmundi.com/algeria/age_structure.html  (Дата обращения 29.05.2019)
  7. Algerian population 2019 [Электронный ресурс] / Worldometers. [2019]  URL: https://www.worldometers.info/world-population/algeria-population/  (Дата обращения 29.05.2019)
  8. Algerian population 2019 [Электронный ресурс] / World Population Review. [2019]   URL: http://worldpopulationreview.com/countries/algeria-population/  (Дата обращения 28.05.2019)
  9. Lamine Ghanmi. Demographic growth in Algeria increases pressures on government [Электронный ресурс] / The Arab Weekly. [2017]. URL: https://thearabweekly.com/demographic-growth-algeria-increases-pressures-government (Дата обращения 27.05.2019)
  10. Rabah Arezki. How Algeria can boost its economy [Электронный ресурс] / World Economic Forum. [2019] URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/04/how-to-liberate-algeria-s-economy/ (Дата обращения 08.06.2019)
  11. Rarrbo Studies on youth policies in the mediterranean partner countries [Электронный ресурс] / Institut national de la Jeunesse et de l’Éducation populaire Regional Capacity Building and Support Unit / Unité Régionale de Renforcement des Capacités. [2009] URL: http://adapt.it/adapt-indice-a-z/wp-content/uploads/2014/04/ec_studies_on_youth_policies.pdf (Дата обращения 28.05.2019)
  12. Ouadah-Bedidi, J. Vallin. Fertility and Population Policy in Algeria: The Ironies of Planning / PAA meeting, Session S116 : Reproduction and politics [Электронный ресурс] // University of Paris Diderot/URMIS ; INED, Paris. [2013] URL: https://paa2013.princeton.edu/papers/130890. (Дата обращения 08.06.2019)
  13. Dr Bellal Tahar. Spatial interface between inhabitants and visitors in M’zabite domestic spaces. [Электронный ресурс] / Proceedings, 6th International Space Syntax Symposium, İstanbul, [2007]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/b88d/af79c5ef8f49346e2682882d95af4c6b5983.pdf?_ga=2.181235043.552852636.1559994647-843244084.1558982010 (Дата обращения06.2019)

 

Другие доклады
Хазипов И.И. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ И ФЕНОМЕН РОСТА ВЛИЯНИЯ ПРАВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 07 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….

Сидоров А.С. Демографические последствия конфликта в Южном Судане 07 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….

Мануэль Алехандро Бернал Альварез Ситуация с беженцами центрально-американских стран как гуманитарный кризис и роль США в ее решении 05 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….