Хабирова Р.Р. ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ МИГРАЦИИ В США И ДИАСПОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР

05 / 10 / 19 Автор: Александр Александров

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок. Вопросы и комментарии можно оставлять на странице, где размещен доклад. При комментировании необходимо представляться.

 

Аннотация.

С 1980-х годов Китай, осознав высокий потенциал своей зарубежной диаспоры, начинает уделять особое внимание политике взаимодействия с ней. В статье рассматривается диаспоральная политика Китая, с момента утверждения политики открытости, и становление китайской диаспоры в США. Являясь одной из самых многочисленных диаспор в мире, её значение увеличивается ещё и благодаря тому, что роль КНР и американо-китайских отношений в мировой политике и экономике возрастает в 21 веке.

Несмотря на то, что китайская диаспора в Соединённых Штатах считается одной из самых «старых», рост её численности приходится на период «новой» миграции. Так, в 1950 г. в США насчитывалось около 118 тыс. китайцев, основную массу из которых составляли потомки первых мигрантов, а также рабочие и военные, прибывшие в период Второй мировой войны. Дальнейшая либерализация миграционной политики КНР и США привели к резкому росту численности этнических китайцев в США, и, если в 1980 году численность китайской диаспоры равнялась 800 тыс. человек, то к 2017 году она увеличилась до 5 млн.

Китай активно использует потенциал своих хуацяо как для привлечения денежных средств, так и для обеспечения своего национального присутствия в других странах. Китайская зарубежная диаспора вносит огромный вклад в развитие КНР и является полноценным участником политики и экономики Китая, её ведущим инвестором и посредником с внешним миром.

Ключевые слова: миграция, китайские мигранты, миграционная политика, китайская диаспора, Китай, США, политика открытости, зарубежные китайцы

  

Введение

Китайская Народная Республика представляет особый интерес для исследования, как один из крупнейших акторов мировой политики и экономики. Рост авторитета КНР в международном сообществе, экономическое чудо Китая, привели к появлению термина-неологизма “Китайский век”, предполагающего, что Китай будет геополитически доминировать в 21 веке (подобно тому, как «Век Америки» относится к 20-му веку, а «Pax Britannica» («Британский мир») относится к 19-му) [1]. Таким образом, изучение политики КНР представляется необходимым для понимания современного состояния мировой политики и экономики.

В успехе китайских реформ, выведших страну на передовые позиции в мире, важную роль сыграло население. Население всегда имеет большое значение для всех сфер деятельности государства: будь то внешняя, внутренняя политика, или экономика. В Китае же, в соответствии с идеями Мао Цзэдуна, большое население трактуется, как базовое конкурентное преимущество, как главный фактор экономического развития. А с реформами Дэо Сяопиня и зарубежные китайские диаспоры стали рассматриваться в качестве важнейшего внешнеполитического и экономического ресурса страны.

В своей статье я хочу изучить политику КНР в отношении своей зарубежной общины и становление китайской диаспоры в США.

Почему именно в Соединённых Штатах?

Изучение политики Китая и Соединённых Штатов Америки вызывают особый интерес, так как обе страны являются лидерами современной мировой системы, их взаимоотношения влияют на политические и экономические процессы.

США и КНР в настоящее время находятся в сложных взаимоотношениях — в условиях тяжелой торговой войны и политического противостояния. Исследование процесса китайской миграции позволит взглянуть на связь этих государств с внутренней стороны — через население — китайцев американского происхождения, проследить процесс становления одной из самых больших диаспор в мире и лучше понять политику этих стран, а значит — найти более эффективные пути решения существующих проблем.

Объектом моего исследования является китайская диаспора. Предметом — становление китайской диаспоры в США и диаспоральная политика КНР

Цель данной статьи — проследить процесс китайской миграции в США и изучить политику взаимодействия КНР с китайской зарубежной диаспорой.

Статья состоит из двух глав, каждая из которых нацелена на решение определенной задачи. Первая глава посвящена истории китайской миграции в США и позволяет проследить процесс становления китайской общины в Соединённых Штатах, в то время как вторая глава освещает формы взаимодействия КНР с зарубежными соотечественниками и посвящена диаспоральной политике Китая после 1978-го года.

Методологической основой данной статьи являются системный и междисциплинарный подходы и принцип историзма. Объект исследования рассматривается, с одной стороны, как комплексный, динамически меняющийся самостоятельный социальный организм, а с другой — как элемент более сложной системы общественных отношений, складывающейся в результате взаимодействия страны исхода, диаспоры и принимающего государства. Междисциплинарный подход состоит в обращении к таким дисциплинам как история, политическая наука и экономика.

 

История китайской миграции в США

История этнических китайцев в США берёт своё начало с китайско-американской морской торговли. Выделяют две волны китайской иммиграции в Соединённые Штаты: первая волна прибыла в середине 1800-х годов, а вторая — в конце 1970-х годов и длится по настоящее время.

Первая волна миграции начинается с середины 1800-х годов, когда в период Калифорнийской золотой лихорадки США требовалась большая масса дешёвой рабочей силы. Соглашение Берлингейма между США и Китаем в 1868-м году открывает двери для огромного количества китайцев, которые устремились в США на заработки и бежали от тяжелой экономической и политической ситуации, высокого уровня бедности и невозможности прокормить свою семью в Китае, вследствие разорения страны опиумными войнами, народными восстаниями и жёсткой политики династии Цин. [2]

Китайцы брались за тяжелую и опасную для жизни работу в шахтах, болотах, на строительных площадках и фабриках, там, где не хватало рабочих. Так, если в 1850 году насчитывалось 450 китайцев в США, то в 1852 году — 20 000 (2000 в 1 день). А в 1880 году их было уже более 300 000. [3] А американские компании извлекали большую прибыль от привлечения на работу именно китайских рабочих, ведь они были готовы работать за более низкую заработную плату (т.к. их семьи остались в Китае, где стоимость жизни была ниже).

В 1870 году треть людей на калифорнийских золотых полях были китайцами. Остальные американские шахтёры начали протестовать, чтобы устранить растущую конкуренцию. С 1852 по 1870 года в штате Калифорния был введён ряд налогов, направленный на иностранных шахтеров. Учитывая, что в то время китайцы не имели права на гражданство и составляли самый большой процент небелого населения, налоги были в первую очередь направлены на них. [5] Этот налог требовал выплаты трех долларов каждый месяц в то время, когда китайские шахтеры зарабатывали примерно шесть долларов в месяц. Сборщики налогов могли на законных основаниях забрать и продать имущество тех шахтеров, которые отказались или не смогли заплатить налог. В 1860-х годах многие китайцы были вынуждены искать другую работу. А налог шахтера существовал до 1870 года. В результате действия этого закона американская казна получила 5 млн. долларов, а с китайцев было собрано 50% поступлений. [4]

После того, как золотая лихорадка закончилась в 1860-х годах, китайцы строили первую трансконтинентальную железную дорогу США. Говорят, что «только благодаря наличию огромной армии китайских рабочих железнодорожное строительство в Калифорнии велось столь быстрыми темпами» [6, c. 56] Также компания сократила свои расходы на рабочую силу на треть, благодаря найму большого количества китайских рабочих, а не американских, поскольку не оплачивала их питание или проживание, в отличие от американцев. [4]

В Америке многие предприятия использовали угрозу о замене американских рабочих на китайцев, как средство предотвращения или прекращения забастовок. Это привело к росту ксенофобии и враждебного отношения. Американские профсоюзы опасались готовности китайцев работать за низкую заработную плату и призывали к “немедленному и полному исключению китайцев”.

В 1870-х годах из-за экономического кризиса, когда обанкротилось большинство компаний по производству сигар и обуви, американцы потеряли свои рабочие места, а в текстильной промышленности по-прежнему работало много китайских рабочих. В результате,  возникло антикитайское движение  и политические партии включили в 1876 году “исключение Китая” в свои предвыборные программы, как способ завоевать голоса. Партии обвиняли китайских мигрантов в том, что их работа вызывает снижение заработной платы и тем самым мешает американцам «получить работу».

Знаменитый лозунг: «Китайцы должны уйти!» нашел значительную поддержку среди американцев. В конечном счёте, это привело к Закону об исключении китайцев в 1882 году, запрещающий иммиграцию из Китая в течение следующих десяти лет [7] [8]. Затем этот закон был расширен Законом Гири в 1892 году.  После экономического спада 1893 года антикитайские бунты, расистское насилие и массовые убийства распространились по всей стране. Большинство китайских сельскохозяйственных рабочих, которые к 1890 году составляли 75% всех калифорнийских сельскохозяйственных рабочих, были изгнаны. Китайцы нашли убежище и приют в китайских кварталах крупных городов. Освободившиеся сельскохозяйственные рабочие места впоследствии оказались непривлекательными для безработных американцев и были заполнены японскими рабочими, за которыми, в последующие десятилетия, пришли филиппинцы и мексиканцы [9].

Только с 1940-х годов, когда Соединенные Штаты и Китай стали союзниками во время Второй мировой войны, ситуация для китайских американцев начала улучшаться, поскольку ограничения на въезд в страну, натурализацию и смешанные браки были снижены. В 1943 году китайская иммиграция в Соединенные Штаты была снова разрешена — в соответствии с Законом Магнуссона — тем самым отменив 61 год официальной расовой дискриминации в отношении китайцев. Но масштабная иммиграция началась только с 1965 года, когда Закон об иммиграции и гражданстве 1965 года отменил квоты на национальное происхождение [10]. После Второй мировой войны антиазиатские предубеждения начали уменьшаться, и китайские иммигранты, наряду с другими азиатами (такими как японцы, корейцы, индийцы и вьетнамцы) смогли адаптироваться. Отмена антикитайского законодательства позволила 37 тыс. китайцам к 1964 году получить американское гражданство  [11, с. 271].

В настоящее время китайцы составляют крупнейшую этническую группу американцев азиатского происхождения (около 22%) и опровергли прежние ожидания, что они сформируют неперевариваемую массу в американском обществе. Численность китайской диаспоры в 2017 году оценивалась приблизительно в 5 миллионов человек [12]. Также растёт доля «хуаи» (этнических китайцев, рожденных и выросших за рубежом) в общей численности китайских американцев. В 1991 г. она составляла 30%, а в 2008 г. – уже 42% [13]. В основном это этнические китайцы во втором (64%) и третьем поколениях (28%), доля китайцев в четвертом и пятом поколениях составляет не более 7%. Таким образом, многие из данных «хуаи» являются потомками «новых» мигрантов.

«Новые» мигранты изменили характер китайской диаспоры: устремляются в Соединённые Штаты, в основном, в образовательных и экономических целях;  чаще переезжают с семьёй, а не в одиночку. Наблюдается переход от традиционных сфер деятельности китайцев, китайские компании появляются в производстве, строительстве, транспорте, недвижимости, в банковской и других сферах. Став более обеспеченными, компетентными и образованными, китайцы занимают высококвалифицированные должности не только в бизнес-кругах, но и в политической сфере. Доля китайцев, работавших инженерами, специалистами, офисными служащими выросла с 20% в 1940 г. до 50% к 1980 г. [11, с. 270].

Сегодня всё большее количество китайских студентов обучается в престижных американских вузах, а представителей китайской дисапоры мы всё чаще характеризуем как успешных предпринимателей, учёных, технических специалистов. Таким образом, облик китайского мигранта в глазах американцев сильно изменился,.

Китайские иммигранты имеют гораздо более высокий уровень образования по сравнению с остальным населением в США. В 2016 году около половины взрослых китайцев (в возрасте 25 лет и старше) имели по крайней мере степень бакалавра, что значительно выше, чем среди иммигрантов в целом и взрослых американцев (30 процентов и 32 процента соответственно). Примечательно, что китайские иммигранты в два раза чаще имели степень магистра или специалиста по сравнению с двумя другими группами (27 процентов по сравнению с 13 процентами для всех иммигрантов и 12 процентов для рожденных в США).

Этот высокий уровень образования связан с тем, что многие китайские иммигранты после 1965 года прибыли либо в качестве иностранных студентов, либо в качестве высококвалифицированных работников H-1B (требующих высшее образование), а затем подали документы на постоянное проживание в США. Китай является ведущей страной, направляющей иностранных студентов в США: согласно данным Института международного образования, в 2015-16 учебном году около 329 000 китайцев были зачислены в высшие учебные заведения США. На их долю приходится почти треть из 1 миллиона иностранных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах. Приблизительно 43 процента китайских студентов были зачислены в области науки, техники, инженерии и математики [14].

 

Диаспоральная политика КНР

Китайские мигранты вносят огромный вклад в развитие КНР, которая активно использует экономический, политический, научно-технический и культурный потенциал своих “хуацяо”, что в переводе с китайского означает “китайский эмигрант” (хуа — Китай, цяо — эмигрант, человек). Так, Китай не только успешно привлекает инвестиции и денежные средства, но и обеспечивает усиление своего престижа и авторитета, национальное присутствие в стране проживания диаспоры.

В конце 1970-х годов изменилось отношение Китая к своей зарубежной диаспоре. Осознание ценности потенциала привели к реформам Дэо Сяопиня, который издал отдельную книгу о зарубежных китайцах. Основная идея была о единой великой китайской нации со своей исторической миссией: “все «хуацяо» – это сыновья и внуки китайской нации, которые совместными усилиями должны добиться расцвета китайской нации, объединения и подъема Родины” [15]. Дэо Сяопин призывал к обучению китайских студентов за рубежом для освоения передовых технологий. Китайцы в США стали рассматриваться не только как источники капитала, но и эксперты в сфере бизнеса и технологий. Также был провозглашен лозунг 16 иероглифов “Относиться ко всем одинаково, не допускать дискриминации, учитывать особенности и действовать в соответствии с ними» («Yishitongren, budeqishi, gengju tedian, shidang zhaogu») [16].

Началась новая политика, основанная на принципе открытости, была выработана новая система и реформы, направленные как на стимулирование реэмигрантов, так и на привлечение хуацяо к своей родине, сохранению дружественных, родственных, культурных отношений и развитие деловых, информационных, партнёрских взаимодействий.

В новой Конституции КНР 1982 года в ст. 50 было прописано: «Китайская Народная Республика защищает законные права и интересы этнических китайцев живущих за границей, защищает законные права и интересы вернувшихся зарубежных китайцев и членов семей этнических китайцев, живущих за границей». КНР обязалась охранять на своей территории собственность зарубежных китайцев и защищать «хуацяо», в соответствии с международными обычаями и двусторонними договорами, в случае нанесения им за рубежом ущерба личной безопасности и правам [17]. КНР рассматривает хуацяо-реэмигрантов, тех, кто вернулись на постоянное проживание на родину, и эмигрантов-хуацяо как единый объект эмиграционной политики [18].

Также в основу определения китайского гражданства закладывается “принцип крови”. Любой китаец, даже покинувший пределы КНР, продолжает рассматриваться как ее подданный: «даже если эмигрант — агент ЦРУ, его всё-таки можно привлечь на нашу сторону, ведь он, прежде всего китаец, и уж потом кто-то ещё» [19, с. 186]. Так, этнические китайцы с иностранным гражданством были приравнены эмигрантам, сохранившим китайское гражданство, например, в инвестиционной сфере.

Новая политика заложила основы для создания условий по эффективному привлечению денежных средств диаспоры, расширению сотрудничества с различными экспертами, зарубежными китайскими бизнесменами, с целью модернизации страны, капиталовложения, стимулирования высокотехнологичных производств. Более половины иностранных капиталовложений в КНР приходится на хуацяо. По официальной статистике КНР, количество прямых инвестиций в 2012 году составило 112 млрд. долларов, а в 2013 году — 117 млрд. долларов[20][21].

В то же время, по оценкам Всемирного банка, КНР получает большое количество денежных переводов эмигрантов родственникам. Китай занимает второе место по получению денежных переводов в мире (после Индии), получив в 2016 году примерно 61 млрд. долларов, из них около 13 млрд. в год поступает из США и эта сумма только растёт (в 1990 году поступило всего 196 млн. долларов, а в 2000 — 4 млрд. долларов)[22][23].

 

Заключение

Китайская миграция — явление, существующее более двух тысячелетий. Зарубежная китайская диаспора формировалась и эволюционировала на протяжении веков, так же, как и изменялось отношение Китая к своим соотечественникам за рубежом.

Китайская миграция в Соединенные Штаты началась в середине 19-го века, когда китайские рабочие были заняты физическим трудом и работали в сфере сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, строительства железных дорог и других низкоквалифицированных рабочих мест. В ответ на антикитайское движение и давление со стороны профсоюзов, в 1882 году был принят Закон об исключении китайцев, который запретил иммиграцию китайских рабочих в США.

Начиная с середины 1960-х годов, изменения в политике Соединенных Штатов и Китая открыли новую главу китайской миграции. Эти изменения включали в себя Закон об иммиграции 1965 года в Соединенных Штатах, который заново открыл путь для миграции неевропейского населения и создал программы временного трудоустройства для квалифицированных работников, а также ослабление Китаем контроля над эмиграцией в 1978 году и нормализацию отношений между США и Китаем.

В отличие от 19-го века, китайские иммигранты, прибывающие после 1965 года, являются преимущественно квалифицированными работниками, также Китай в настоящее время является основным источником иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях США (в 2011-2012 уч. г. в США училось 194 тыс. китайских студентов, в 2012-2013 — 235,5 тыс.) [14]

Китайская составляющая в американском обществе постепенно становится все более значимой: на сегодняшний день они известны и как основатели компаний в Силиконовой долине, и как кандидаты на политические посты или избиратели в таких штатах, как Калифорния, Невада и Вирджиния, и как владельцы предприятий малого бизнеса в городах США [16]. За полтора столетия, с изменением миграционного законодательства США, китайские диаспоры прошли трудный путь от дискриминируемой этнической группы трудовых мигрантов до полноправных и успешных в социально-экономическом отношении американских граждан.

Что касается диаспоральной политики КНР, то новый политический курс Китая в отношении своей зарубежной диаспоры 1978 года, привёл к существенным успехам.

После перехода к политике реформ и открытости, был провозглашён лозунг «великого возрождения нации Китая», который предполагает объединение китайцев в стране и за ее пределами, независимо от гражданства, в огромную неделимую общность — единую китайскую нацию. И Китаю удалось максимально эффективно использовать активизацию международных миграционных потоков, сформировав крепкие отношения со своей диаспорой, добившись их лояльности и участия в экономическом развитии КНР. Китайская диаспора сыграла огромную роль в модернизации страны, в осуществлении экономических реформ.

В ноябре 2012 года, выступая на XVIII съезде КПК, в своей заключительной речи в качестве председателя КНР, Ху Цзиньтао сформулировал в новых терминах по сути проверенный временем политический курс: «Крепить и развивать широчайший патриотический единый фронт. Единый фронт — то важнейшее чудодейственное средство завоевания новых побед в деле социализма с китайской спецификой, которое цементирует силы всех сторон, стимулирует гармонию отношений между политическими партиями, разными национальностями, религиями и социальными слоями, между соотечественниками в стране и за рубежом. <.> Проводить партийную политику относительно хуацяо, поддерживать зарубежных китайцев, китайцев-реэмигрантов и членов их семей, которым небезразличны модернизация родной страны и великое дело мирного воссоединения Родины и которые принимают во всем этом участие».

 

Список литературы

 

  1. Rees-Mogg, William «This is the Chinese century» // London: The Times [Электронный ресурс] URL: https://www.thetimes.co.uk/article/this-is-the-chinese-century-3fbqb8qz7tk (дата обращения: 02.09.19).
  2. Burlingame Treaty. 1868. English and Chinese Text [Электронный ресурс] URL: http://content.cdlib.org/ark:/13030/hb4m3nb03h/?order=2&brand=calispher (дата обращения: 10.09.19).
  3. Asian Americans. A Diverse and Growing Population // Pew Research Center [Электронный ресурс] URL: http://www.pewresearch.org/topics/asian-americans (дата обращения: 25.09.19).
  4. Takaki, Ronald. Strangers From A Different Shore: A History of Asian Americans. New York: Back Bay Books, 1998.
  5. Foreign Miner’s Tax [Электронный ресурс] URL: http://www.museumca.org/goldrush/curriculum/gamsaan/foreigntax2.html  (дата обращения: 20.09.19)
  6. Бирюков В.И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. М.: Наука, 1983
  7. Gyory, Andrew (Summer 2000). «A Reply to Stanford Lyman» [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20101126152504/http://www.massmoments.org/moment.cfm?mid=191 (дата обращения: 25.09.19)
  8. Chinese Workers Arrive in North Adams, Jun 13, 1870; Brownstone, p.75–79;
    [Электронный ресурс] URL: https://www.massmoments.org/moment-details/chinese-workers-arrive-in-north-adams.html (дата обращения: 17.09.19)
  9. Ward, Geoffrey. The West: An Illustrated History. Little, Brown & Co., 1997, p. 147 [Электронный ресурс] URL: https://archive.org/details/westillustratedh00ward  (дата обращения: 19.09.19)
  10. Gabriel J. Chin, «The Civil Rights Revolution Comes to Immigration Law: A New Look at the Immigration and Nationality Act of 1965,» 75 North Carolina Law Review 273(1996) [Электронный ресурс] URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=112150 (дата обращения: 26.09.19)
  11. Головчанская Е.Ю. Китайская диаспора в 60-е — 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия. Автореферат. Пермь, 2003.
  12. «Американский FactFinder — Результаты» . Бюро переписей США. [Электронный ресурс] URL: https://factfinder.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_17_1YR_B02018&prodType=table (дата обращения: 27.09.19)
  13. Анализ статистики китайцев в США // Сайт Тайваньской комиссии по делам зарубежных китайцев [Электронный ресурс] URL: http://www.ocac.gov.tw/  (дата обращения: 23.09.19)
  14. International Students: Leading Places of Origin. Open Doors Data. Institute of International Education [Электронный ресурс] URL: https://www.iie.org/en/Research-and-Insights/Open-Doors   (дата обращения: 29.09.19)
  15. Ларин, А.Г. Китай и зарубежные китайцы / А.Г. Ларин // polpred.com [Электронный ресурс] URL: http://polpred.com/upload/pdf/china.pdf (дата обращения: 16.09.19)
  16. Анохина Е.С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию: монография / Е.С. Анохина. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2012. – 248 с.
  17. Конституция КНР от 04.12.1982 / Законодательство Китая [Электронный ресурс] URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 16.09.19)
  18. Ducanes G. Prospects for future outward migration flows: China and Southeast Asia. Asian Regional Programme on Governance of Labour Migration (Working paper № 24) / International labour organization: official site. [Электронный ресурс] URL: http://www.ilo.org/public/libdoc/ilo/2009/432718.pdf (дата обращения: 11.09.19)
  19. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия / Под ред. Ю.Е. Фокина. М.: Тера, 2001.
  20. Statistics of FDI in China in January-December 2012. Ministry of Commerce People’s Republic of China [Электронный ресурс] URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/201301/20130100012618.shtml (дата обращения: 27.09.19)
  21. Statistics of FDI in China in January-December 2013. Ministry of Commerce People’s Republic of China [Электронный ресурс] URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/201402/20140200498911.shtml (дата обращения: 27.09.19)
  22. Migration and Development Brief. 20. Migration and Remittances Unit. Development Prospects Group. The World Bank. [Электронный ресурс] URL: https://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1288990760745/MigrationandDevelopmentBrief21.pdf (дата обращения: 14.09.19)
  23. Migrants from Developing Countries to Send Home $414 Billion in Earnings in 2013 // News. The World Bank. https://www.worldbank.org/en/news/feature/2013/10/02/Migrants-from-developing-countries-to-send-home-414-billion-in-earnings-in-2013 (дата обращения: 14.09.19)

Комментарии

10

Александр:

Здравствуйте! Меня зовут Александр. Студент КФУ. Отличная статья! Хотелось бы задать вопрос: в итоге отразилась как-нибудь торговая война сша и кнр на китайской диаспоре в штатах?

Ралия:

Cпасибо за вопрос, Александр!
На самом деле, если говорить о современности и нынешней антикитайской политике США, то нельзя не сказать о напряженной атмосфере и негативных последствиях для американцев китайского происхождения.
В феврале 2018 года директор Федерального бюро расследований США, Кристофер Рэй, заявил что шпионаж китайских ученых и студентов в США представляет собой “угрозу для всего общества”, а Трамп уверен, что почти каждый китайский студент является шпионом.
И, согласно опросу, проведённому Pew Research Center, негативное отношение к Китаю достигло своего максимума — если в 2018 года так ответили 47% опрошенных, то в 2019 — 60%. (https://www.pewresearch.org/global/2019/08/13/u-s-views-of-china-turn-sharply-negative-amid-trade-tensions/ )
Изучая американскую прессу, можно наткнуться на заявления, что китайцы-американцы опасаются предвзятого отношения к ним, как к шпионам (https://www.nytimes.com/2018/07/25/us/politics/visa-restrictions-chinese-students.html ), или на новости о том, как американские спецслужбы активизировали усилия по борьбе с китайским шпионажем, особенно в университетах и научно-исследовательских учреждениях и призывали быть бдительными против китайских студентов, собирающих секретные данные из лабораторий для Пекина (https://www.nytimes.com/2019/07/20/us/politics/china-red-scare-washington.html). Известны также случаи необоснованных и ложных обвинений, преследований за шпионаж китайцев-американцев (https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2165704/caught-crossfire-chinese-americans-feel-heat-tensions-flare ).
Обвиняя Китай в краже интеллектуальной собственности, в стремлении к технологическому превосходству, США ужесточает визовую политику для китайцев, в особенности для студентов, и оказывает особое давление на тех, кто задействован в сфере высоких технологий — областях IT-индустрии нового поколения, робототехники, передового оборудовании и др. (которые также определены как приоритетные области в национальном производственном плане КНР «Сделано в Китае — 2025»).
Исходя из этого, можно заключить, что оказывается большое давление на американцев китайского происхождения, наблюдается снижение притока китайских мигрантов, китайских инвестиций и капитала, студентов и учёных. Учитывая большую взаимосвязь Соединённых Штатов и КНР во многих сферах, ухудшение отношений наносит большой ущерб не только экономическим, политическим связям, но и людям, которые связаны и зависимы от политики США и Китая.

Каланова:

Замечательная работа. У меня возник вопрос, насколько справедливо утверждение о дискриминации китайских студентов в топ университетах США, в частности, я слышала, что некоторые американские азиаты подали в суд на Харвардский университет.

Ралия:

Спасибо за вопрос!
Антикитайская политика властей США, несомненно, оказало значительное негативное влияние и давление на китайских студентов. СМИ публикуют множество сообщений о расовой дискриминации, национализме. Отсюда мы можем наблюдать за уже немалым количеством заявлений о притеснении по расовому признаку: начиная от визовых ограничений, притеснения китайских студентов, и заканчивая увольнениями научных сотрудников, профессоров, учёных. (https://www.forbes.com/sites/christopherrim/2019/06/14/the-real-reason-trump-wants-to-ban-chinese-college-students/; https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2165704/caught-crossfire-chinese-americans-feel-heat-tensions-flare)
Но несмотря на то, что политика США направлена на создание этого дискриминирующего, давящего процесса, нельзя отрицать тот факт, что китайскими студентами в США поступает большое количество денежных средств, которые университеты терять не намерены. То же касается и научного контингента американцев китайского происхождения, задействованных во многих проектах, научной работе.
По моему мнению, китайские студенты и ученые уже интегрированы в американскую систему. В университетах и колледжах США обучается свыше 350 000 китайских студентов, и учебные заведения зависят от них — ведь на фоне снижения государственного финансирования, китайцы, составляющие треть иностранных студентов, вносят в них крупные средства. По данным Института международного образования, эта сумма составила $ 13 млрд, включающих в себя как плату за обучение, так и расходы на проживание. (https://www.nytimes.com/2018/07/25/us/politics/visa-restrictions-chinese-students.html)
Что касается Гарварда, то здесь всё таки довольно противоречивые данные. С одной стороны группа «Студенты за справедливый прием» (SFFA), иски со стороны других непринятых студентов, а с другой (со стороны Гарварда) свидетели защиты со стороны студентов американцев-азиатов: https://time.com/5546463/harvard-admissions-trial-asian-american-students/
В конце концов, можно подытожить: дискриминация китайских студентов активно проталкивается политикой именно властей США, в отличии от 19 века, когда общественное сознание американцев было направлено против китайских эмигрантов. И сейчас, когда китайцы интегрировались в американскую систему, Соединённые Штаты, стараясь ущемить их, всё больше вредят себе. Учитывая, например, то, что раньше большинство китайских студентов, обучающихся за рубежом, предпочитало оставаться в стране обучения и работать там же, а сейчас мы видим другую тенденцию: всё большее количество китайцев возвращается на родину, унося с собой знания и необходимый для США потенциал, денежный капитал и рабочую силу.

Рустем:

А как статья может состоять из двух глав?

Рустем:

Как сказалось правление Мао и вхождение КНР в соц лагерь на положение китайской диаспоры в США?
С какого периода граждане США китайского происхождения стали занимать ведущие посты в органах власти?
И последний вопрос.
Относительно иностранных студентов и мигрантов из КНР. Сколько приехало на учебу в США в период правления Мао. И есть ли статистика по уровню образования китайской диаспоры. Сколько имело высшее образование?

Ралия:

Здравствуйте!
1.Благодаря союзническим отношениям с Китаем и его поддержкой в войне против Японии, в 1943 году конгресс США принял Закон Магнусона («Акт об аннулировании Закона о китайском исключении 1882 г., установлении квот и др.») — разрешение на иммиграцию, гражданство уже проживающим китайцам. Но после гражданской войны и становления КНР, США до 1979 года признавали Китайскую Республику на Тайване в качестве единственного законного правительства всего Китая. Соответственно, квоты на иммиграцию, установленные Законом Магнусона, способствовали увеличению количества численности китайской диаспоры до 236 тыс. человек к 1960 г. — однако эта миграция шла с Гонконга, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии.
И только в конце 1970-х годов открытие Китайской Народной Республики и разрыв дипломатических отношений с Китайской Республикой привели к увеличению миграционного потока с материкового Китая. Этому способствовало и изменение отношения КНР к своей зарубежной диаспоре, реформы Дэо Сяопиня, политика открытости.
2. С конца 20 века. К примеру, первым губернатором китайского происхождения в США (в штате Вашингтон) в 1996 г. был избран Гэри Локк, который занимал этот пост с 1997 по 2005 г. — два срока подряд.
3. “Китайские иммигранты имеют гораздо более высокий уровень образования по сравнению с общим населением иностранного и американского происхождения. В 2016 году около половины взрослых китайцев (в возрасте 25 лет и старше) имели по крайней мере степень бакалавра, что значительно выше, чем среди иммигрантов в целом и взрослых, родившихся в США (30% и 32% соответственно).” https://www.migrationpolicy.org/article/chinese-immigrants-united-states#Age_Education_Employment

Устюжанин Андрей Владимирович:

Добрый день!
Как Вам, наверное, известно, программа China Friendly заимела огромный успех на просторах Российской Федерации.
Не смотря на туристическую направленность такого проекта, политические элиты очень трепетно относятся к новым условиям отношения к Китайской стороне.
Рассматриваете ли Вы перспективу налаживания мостов между США и КНР на примере взаимоотношений нашего государства с Поднебесной. Спасибо!

Ралия:

Добрый день!
На данном этапе развития взаимоотношений США и КНР налаживание контактов посредством туристически направленного проекта не представляется возможным.
Министерство культуры и туризма КНР в июне 2019 опубликовало напоминание о безопасности китайских туристов в Соединенных Штатах и призвало оценить риски поездки в США: https://www.mct.gov.cn/ggfw/cxts/201906/t20190604_844146.htm.
По данным Национального бюро путешествий и туризма США, с 2016 года поток китайских туристов снижался: https://travel.trade.gov/outreachpages/download_data_table/2018%20China.xlsx,
https://travel.trade.gov/outreachpages/inbound.general_information.inbound_overview.asp — и в 2018 году составил около 3 млн. человек.
При этом, занимая пятое место по численности, китайские туристы тратят $ 34,6 млрд. — 1 место по расходам: https://travel.trade.gov/outreachpages/download_data_table/Fast_Facts_2018.pdf
Таким образом, потенциал китайских туристов, действительно, огромный — с 2005 по 2015 год наблюдалось увеличение численности с 270 тыс. до 2,6 млн.; расходов с $ 3 млн. до $ 30 млн..
Но всё сопряжено с основными точками взаимодействия двух стран — экономики и политики. Без их нормализации, говорить о подобной программе между этими двумя странами не приходится.
Спасибо за вопрос!

Ралия:

Добрый день!
На данном этапе развития взаимоотношений США и КНР налаживание контактов посредством туристически направленного проекта не представляется возможным.
Министерство культуры и туризма КНР в июне 2019 опубликовало напоминание о безопасности китайских туристов в Соединенных Штатах и призвало оценить риски поездки в США: https://www.mct.gov.cn/ggfw/cxts/201906/t20190604_844146.htm.
По данным Национального бюро путешествий и туризма США, с 2016 года поток китайских туристов снижался: https://travel.trade.gov/outreachpages/download_data_table/2018%20China.xlsx,
https://travel.trade.gov/outreachpages/inbound.general_information.inbound_overview.asp — и в 2018 году составил около 3 млн. человек.
При этом, занимая пятое место по численности, китайские туристы тратят $ 34,6 млрд. — 1 место по расходам: https://travel.trade.gov/outreachpages/download_data_table/Fast_Facts_2018.pdf
Таким образом, потенциал китайских туристов, действительно, огромный — с 2005 по 2015 год наблюдалось увеличение численности с 270 тыс. до 2,6 млн.; расходов с $ 3 млн. до $ 30 млн..
Но всё сопряжено с основными точками взаимодействия двух стран — экономики и политики. Без их нормализации, говорить о подобной программе между этими двумя странами не приходится.
Спасибо за вопрос!

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Хазипов И.И. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ И ФЕНОМЕН РОСТА ВЛИЯНИЯ ПРАВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 07 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….

Сидоров А.С. Демографические последствия конфликта в Южном Судане 07 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….

Мануэль Алехандро Бернал Альварез Ситуация с беженцами центрально-американских стран как гуманитарный кризис и роль США в ее решении 05 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….