Исламова Э.Р. Фактор миграции в политической повестке современной Испании

02 / 03 / 21 Автор: Александр Александров

Введение

Согласно антропологическим исследованиям, первый представитель вида Homo sapiens (т.е. «человек разумный») появился более 100 тысяч лет назад в Африке. С естественным увеличением числа особей человек начал расселение по всему африканскому континенту. После этого первые люди начали осваивать территорию Азии, затем Европы, Америки и Австралии. Таким образом, с момента своего возникновения люди не переставали перемещаться с места на место. И со временем благодаря этому переселению появилось и современное общество, люди 21 века. Перемещение, даже бегство, является естественной реакцией людей — поиск более благоприятных условий для развития или в конечном итоге места для выживания. Древние люди всегда искали для себя лучшее – более плодородную почву, более богатые земли, близость к воде, удаленность от стихийных бедствий и т.д.  В современном мире к этому добавился еще ряд причин. Например, поиск лучших условий труда, места работы, разница в уровне заработка, война или даже природные катастрофы. Все эти факторы побуждают и современного человека покидать одно место и направляться в более лучшее. Именно этот процесс и получил название «миграция».

Международная миграция играет ключевую роль в экономической, политической и социальной структуре многих регионов мира. Как в странах происхождения, так и в странах назначения их воздействие распространяется на различные сферы общественной и частной жизни. Однако со временем заметно, что карта международной миграции стала более сложной.

Согласно определению Международной организации по миграции (МОМ), основанной в 1951 году, мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица, добровольного или недобровольного характера перемещения, причин перемещения или продолжительности пребывания. А в испанском языке для обозначения этого процесса есть красивое слово «migración».  [1]

Испания имеет историю миграции, которая началась еще в колониальный период в конце XV века и продолжалась до XX века, когда многие испанцы были вынуждены искать экономические решения за границей в результате трудностей, возникших в результате трехлетней гражданской войны. [2] Тем не менее, за всю историю становления Королевства Испании проблема миграции не стояла так остро как сейчас, поскольку раньше одновременно с въездом людей в страну этнические испанцы покидали ее пределы. Таким образом, ни прирост, ни убыль населения не замечались должным образом. Ситуация изменилась во второй половине прошлого века. [3]

До мирового экономического кризиса, начавшегося в 1993, Испания была одним из самых крупных быстро развивающихся европейских государств, остро нуждающихся в рабочей силе. Появилась потребность в расширении строительства, создании новых производственных мощностей, чтобы соответствовать потребностям развития сферы туризма. А испанское население в тот момент находилось на очень продвинутой стадии своего демографического перехода. Это страна с одним из самых высоких уровней выживания в мире, а также, до нескольких лет назад, с одним из самых низких показателей рождаемости. Иными словами, население Испании стареет, но не восполняется в полной мере, чем обусловлена нужда в рабочей силе. В самой стране трудоспособного населения недостаточно, в связи с чем возникает необходимость ее привлечения из-за рубежа, так началась вербовка трудовых мигрантов, за счет которых население страны значительно возросло и выровнялось. Можно сделать вывод о том, что в прошлом это демографическое неравенство сыграло ключевую роль в конкретизации миграционных потоков, в настоящее время оно представляется необходимым, хотя и недостаточным условием для данного процесса.[4]

Методологической базой исследования служит совокупность таких методов как сравнительный анализ, индукция, дедукция, метод количественных оценок и междисциплинарный подход. В настоящее время множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов посвящено миграционной тематике. Для изучения внешней миграции Испании использовались, в основном, иностранные работы, которые раскрывали это явление с разных сторон

 

Мусульманское население

Испания как развитая европейская страна на протяжении многих лет притягивала иммигрантов, однако усиление миграционных потоков произошло в 1990-ых годах. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов роста и развития. С конца XIX века и на протяжении большей части XX века Испания была страной с очень активной эмиграцией; однако в последние десятилетия она, наоборот, стала получателем миграционных потоков из разных частей мира. За несколько лет Королевство утвердилось в статусе реципиента миграции, чему способствовал приток выходцев из стран Латинской Америки, Африки и Европы. И в минувшем году, даже несмотря на ограничения, введенные в связи с пандемией, страна заняла первое место по приему нелегальных мигрантов по всей Европе. Согласно управлению ООН по делам беженцев Королевство приняло более 40 тысяч мигрантов. Более половины прибывших в Испанию, представляют выходцы из Магриба, в основном из Марокко, Алжира, а также много граждан Мали и Сенегала.

Экономический бум Испании, языковые возможности для многих и относительная допустимость проводимой политики контроля и регулирования — вот некоторые из элементов, которые в той или иной степени способствовали прибытию и расселению многих групп населения из-за рубежа.

Иберийский полуостров постоянно переходил от одного народа к другому: от иберов к кельтам, от римлян к вестготам. А затем расцвет произошел после прихода арабов и последовавшей за этим Реконкистой.

Еще в 5 веке Пиренейский полуостров был захвачен древнегерманскими племенами, которые заняли там высшую военную и административную власть. Тем не менее, вестготы с пренебрежением относились к местному населению и не смогли не только сблизиться, но и завоевать доверия и уважения. Поэтому, когда в 711 году арабо-берберское войско высадилось в Испании, население полуострова не стало препятствовать битве между европейскими захватчиками и арабскими грабителями. Победа осталась за мусульманами. Местное население не боролось с арабами, которые постепенно расширяли свои владения за счет продвижения вглубь Пиренейского полуострова. Вплоть до 15 века находилась Испания под покровительством арабов. Одновременно с этим на остров стали приплывать еще больше мусульман-поселенцев.

Среди арабов мусульманская Испания получила название «Аль-Андалус». Происхождение этого термина в течение многих лет ставило в тупик филологов и историков, и до сих пор нет убедительного и единого объяснения. Обычно предполагалось, что это связано с вандалами, которые прошли через полуостров в 5 веке по пути в Северную Африку. Существует также версия, что полученное Испанией название связано с термином «Земля вандалов», которому добавили префикс.

Как только арабы закончили свои завоевания, они приступили к созданию цивилизации: начали восстанавливать торговые отношения с другими странами, заселяли города, основывали центры образования (университеты, школа переводчиков), воздвигали памятники культуры, мечети. Несмотря на разные религии, мусульмане также строили церкви, позволяли епископам церковные сборы, проявляли терпимость к христианам. До Х века исламская Испания в культурном отношении намного превосходила христианские королевства.

Именно смешение исламской и христианской религий определило становление испанской культуры. Влияние арабы оказали и на язык, и на архитектуру, и на кухню, и на искусство современных испанцев.

Сейчас же мусульмане — в частности марокканцы — уезжают с родины из-за тяжелых условий существования, ограниченных возможностей социального продвижения. Испания представляется им страной, где мечта об обеспеченном и стабильном будущем может осуществиться.

Исламское завоевание является фактом, имеющим большое значение в истории Пиренейского полуострова, определяющим эволюцию средневекового периода. Однако сейчас на большую часть мусульманских переселенцев по всей Европе и, в частности, в Испании смотрят с неодобрением и опасением. Это в первую очередь связано с возникновением и активизацией деятельности экстремистской террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России).

Так, 17 августа 2017 года была совершена серия терактов в Каталонии и Барселоне, жертвами которых в общей сложности стали 16 человек и сотни пострадали. Эти районы Испании были выбраны не случайно, т.к. именно они являются центрами европейского туризма, что символизирует грех в понимании исламистов. Ответственность за эти теракты взяло на себя «Исламское государство», в заявлении которого говорилось, что в результате нападения убито и ранено более 120 «крестоносцев» и евреев.

Полиция арестовала четырех человек в связи с терактами — трех марокканцев и гражданина испанского североафриканского анклава Мелилья. «Исламское государство» заявило, что исполнители терактов откликнулись на его призыв атаковать страны, участвующие в возглавляемой США коалиции против суннитской группировки боевиков.

Затем последовали митинги, участие в которых приняли около 500 тысяч человек. Жители Барселоны вышли на улицу Рамбла, где ранее и был совершён один из терактов, выступая против исламизации Европы. Демонстранты несли плакаты со словами «Террористы, здесь вам не рады» и «Испания христианская, а не мусульманская».

Джихадисты, проживающие на территории Испании и состоящие в ИГИЛ, сняли видеообращение как к испанским властям, так и к населению. Боевики упоминали мусульман, которые стали жертвами крестоносных походов и тех, кто страдали в последние десятилетия. Более того, они упомянули о своем стремлении ликвидировать последствия Реконкисты. И в наши дни в среде мусульман экстремистов распространено убеждение, что территорию Испании нужно вернуть в исламский халифат, в первую очередь – анклавы на Северной Африке (Сеута и Мелилья), а также начать джихад за освобождение Аль-Андалуса от всех неверных.

Однако это был не единственный смертоносный теракт в Испании. В марте 2004 года исламистские боевики заложили бомбы в пригородные поезда Мадрида, убив около 200 испанцев. Ответственность за взрывы взяла на себя группировка «Бригады Абу Хафса аль-Масри», связанная с «Аль-Каидой». А целью исламистов называлась месть Испании за участие в войне в Ираке.

Сразу после трагедии арабская газета «Аль-Кудс-Аль-Араби» опубликовала письмо Аль-Каиды, в котором говорилось следующее: «Нам удалось успешно проникнуть в самое сердце Европы и нанести мощный удар по крестоносцам».

Мусульманскому населению с сильно отличающимся менталитетом и взглядами на жизнь в отличии от европейских стран приходится переживать большие трудности. И для снижения уровня напряженности между представителями разных конфессий и национальностей испанскому правительству необходимо проводить обширную работу как с местным населением, так и с приезжим. Основными задачами необходимо выделить препятствие дискриминации на религиозной почве, ущемлению прав мигрантов и снижению негативных настроений со стороны испанского населения. С другой стороны, и с переселенцами необходимо проводить работу по недопущению образования национальных «гетто», незаконных организаций и принятию моральных принципов данной страны.

В современной истории испанское правительство извлекло уроки из ужасающих событий прошлого и начало принимать меры для помощи мусульманам адаптироваться в обществе. К примеру, для мусульманского населения Испании нет запретов по использованию исламской символики, в отличие от Франции или других стран ЕС. Более того, для мусульман предоставлено право заменить испанские праздничные дни на мусульманские, а также некоторые поблажки во время священных праздников и поста. Большую роль в поддержании традиций и консолидации мусульманского сообщества в Испании играет пост во время рамадана.

 

Иммигранты из Марокко

Марокканская миграция, вероятно, является одним из старейших иммиграционных явлений в Испании, что объясняется географической близостью между двумя странами, а также историческими связями между этими двумя пространствами. Движение между двумя берегами Гибралтарского пролива было постоянным в истории.

С точки зрения стран ЕС северные страны Африки, а в особенности Марокко, представляют одну из основных проблемных областей с наивысшим процентом потенциальных мигрантов. Это обусловлено быстрым ростом населения, стагнацией экономики, низким уровнем жизни, отсутствием государственной поддержки, высоким уровнем безработицы и др.

Многочисленные факторы формировали важнейшие миграционные “коридоры” на протяжении долгих лет. Эти миграционные коридоры, проходящие через Африку в Европу и не только, возникли из-за географической близости стран и их тесных исторических связей. Одним из главных мировых миграционных коридоров согласно Докладу о миграции МОМ является «Марокко – Испания».

В начале 1970-ых годов Испания стала все больше утверждаться в статусе важной жизнеспособной альтернативы более традиционным направлениям миграционных потоков в Западной Европе, что было связано с экономическим развитием Каталонского региона на тот момент. Это и послужило отправной точкой для непрекращающегося потока марокканских мигрантов на европейский континент.

Иммиграция жителей Марокко в Испанию приняла значительные масштабы в постколониальную эпоху: так, жители северных и центральных районов Марокко начали переселяться в испанские автономные города Сеута и Мелилья, которые находятся на территории Северной Африки на границе с Марокко.

В 2005 году по решению правительства, возглавляемого Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП), с целью положить конец массовому проникновению нелегальных мигрантов в эксклавы, была установлена колючая проволока. Она разделяла испанские города от Марокко.

Рост испанской экономики и расширение рынка труда в отдельных секторах во второй половине 1990-х годов и, что более заметно, в первой половине 2000-х годов привлекали все больше марокканских иммигрантов.

В миграционной системе отношений двух стран произошел сбой, после того как Испания в июле 1991 года ввела визовый режим для всех въезжающих в Королевство марокканцев, а также алжирцев и тунисцев. Это требование было выполнено в рамках Шенгенского соглашения, подписанного Испанией под влиянием европейских партнеров. Введение визового режима, затронувшее три северно-африканских государства, создало некую политическую напряженность в отношениях стран. Исключение сделали лишь для анклавов Сеута и Мелилья. Было принято иное визовое урегулирование в отношении этих территорий, связанное в первую очередь с важными коммерческими связями городов с Марокко. Для жителей марокканских регионов была установлена многократная визовая льгота, которая позволяла многократный въезд лишь на территорию Сеуты и Мелильи. [5]

Большинство африканских мигрантов попадали на территорию Испании через марокканский порт Танжер. Марокко так же можно назвать и «транзитным регионом», поскольку через территорию страны проходят сотни африканских жителей на пути в европейские страны и в том числе Испанию. Ведь он был удобным связывающим звеном Африки и Европы. Помимо марокканцев и других магрибцев, пролив также стал оживленным каналом для мигрантов из стран Африки к югу от Сахары, особенно Сенегала, Нигерии и Габона, а также из более отдаленных африканских стран. Несмотря на то, что перебраться через пролив не так сложно, это не означает, что мигранты находятся в стране на нелегальной основе. Мигранты, обладающие достаточными финансовыми средствами, могут заключить трудовые договоры, получить туристическую визу или даже вид на жительство. Некоторые же попадают в страну на торговых или других грузовых судах, скрываясь и подделывая документы. [6]

Что бы ни делали принимающие страны, мы должны признать, что иммиграционное давление со стороны Третьего мира, несомненно, будет продолжаться. Будущим результатом должно стать международное сотрудничество, направленное на достижение лучшего баланса богатства и менее концентрированное глобальное развитие, охватывающее как можно большее число стран. Однако это очень легко сформулировать, но очень трудно осуществить на практике из-за преобладающих структур планеты.

 

Незаконное проникновение

Испания считается одной из основных стран Европы, на границах которой сосредоточено наибольшее количество нелегальных иммигрантов. Незаконное проникновение по-прежнему создает проблемы в регионе и сохраняет свою актуальность в европейской повестке дня.

Ни для кого не секрет как пагубно сказывается нелегальная миграция на политику и благосостояние страны: идет укрепление теневого сектора экономики, повышается риск конфликтов на этнической и религиозной почве, происходит ухудшение криминогенной обстановки, а незаконный въезд из стран Северной Африки превратился в один из самых распространенных маршрутов для нелегалов. Испания является страной первичного приема мигрантов, следующих в Европу через Средиземное море, через Гибралтарский пролив.

Тем не менее, более жесткая политика въезда в Европу создала растущий спрос на все виды поддельных документов, которые могли бы помочь мигрантам в нарушении законодательства. В Марокко расширился рынок поддельных виз и паспортов, свидетельств о рождении и браке, банковских счетов. Незаконный ввоз мигрантов между Марокко и Испанией является чрезвычайно гибким и постоянно трансформирующимся явлением, которое быстро реагирует на социальные и политические изменения.

Согласно докладу Международной организации по миграции за 2020 год, к концу 2018 наибольшее число нелегальных мигрантов, прибывших в Европу морским путем, воспользовались Западным средиземноморским маршрутом, ведущим в Испанию. Число прибывших составило 59 тысяч мигрантов.

Это происходит несмотря на то, что процесс транзита в Европу обычно сопряжен с рискованными ситуациями: вымогательство, высокая стоимость поездки, присутствие мафии и даже риск умереть. По различным оценкам, на территорию ЕС морским путём попадало около 10% потока нелегальной миграции, на этот вид передвижения приходится наибольшее количество случаев гибели мигрантов.

Основной проблемой является то, что мигранты, прибывая в Испанию, намеренно утаивают место своего происхождения и документы. Это может гарантировать им шанс, что по испанскому законодательству их не депортируют обратно, ведь если неизвестно откуда человек прибыл, то и репатриировать его некуда. После нахождения в специальных центрах, не имея установленного гражданства, они просто выходят на улицы Королевства и сливаются с нелегальными общинам.

В начале 21 века злободневной проблемой Испании была миграция на Канарские острова. Однако программа по охране внешних границ, сыграла важную роль в ее разрешении, поскольку поток нелегальных мигрантов значительно сократился и даже приблизился к показателю 1990-ых годов. Успех был достигнут благодаря совместной деятельности со странами Северной Африки — «поставщиками» мигрантов (в первую очередь Марокко, Алжир, Мавритания, Сенегал и т.д.). Опираясь на этот положительный опыт страны, можно высказать предположение, что благодаря принимаемым мерам сегодня, Испания сможет преодолеть миграционный кризис и полностью взять в свой контроль Средиземноморский маршрут для сокращения потоков нелегальных мигрантов.

Проблема миграции из стран Африки через Средиземное море уже который год стоит в Испании крайне остро. Ее положение можно сравнить лишь с такими же приморскими странами как Греция и Италия, которые сталкивались с мощным наплывом нелегальных мигрантов и беженцев (в основном во время кризиса на Ближнем Востоке). И, конечно, это повлияло на изменение миграционной политики страны, поскольку, защищая собственные границы, иберийское Королевство оберегает и границы Евросоюза, что увеличивает ответственность.

Эволюция миграционной политики

Миграционная политика Испании на протяжении многих лет претерпевала изменения и дополнения, поскольку Средиземноморские страны Европы одними из первых столкнулись с такой проблемой как увеличение потока миграции, в большинстве своем нелегальной. Испании, как и Греции и Италии, пришлось принимать своевременные меры для обеспечения защиты и безопасности собственных границ. Рост миграционных потоков стал одной из важнейших проблем не только Испании, но ЕС в целом, попытки решения которой предпринимаются в рамках европейской стратегии безопасности.

Рассматривая эволюцию миграционного законодательства Испании, разумнее всего начать с «Конвенции о статусе беженцев», принятой в 1951 году и действующей на всей территории Европейского Союза. Было прописано определение понятия «беженец», а также определены основные нормы обращения с людьми данного статуса и запрещена их высылка или принудительное возвращение. Затем важной ступенью стало введение в различных странах Западной Европы правовых процедуры по ограничению числа прибывающих мигрантов, а также были приняты инициативы, направленные на перемещение прибывших обратно в страны их происхождения. Королевство Испании объявило о вступлении в ЕС в 1986 году, что означало принятие страной всех этих мер, а Гибралтарский пролив приобрел значение не только как культурная граница между Африкой и Европой, но и стал жестоким территориальным разграничителем. [7]

К тому же к началу 90-ых годов прошлого века западноевропейские страны ограничили сроки воссоединения семей мигрантов и стали проводить более тщательную проверку и уделять больше внимания случаям, когда въезд в страну происходил под предлогом брака мигранта с жителем принимающей страны.

В 1985 году первый закон Испании (Ley de Extranjería) или «Закон о правах и свободах иностранцев в Испании», рассматривал большую часть иммиграции как временное явление и сосредоточился главным образом на контроле над мигрантами, уже находящимися в стране. Иммигранты широко понимались, прежде всего, как рабочие, требующие регулирования со стороны Министерства труда.

В 2000 году вступил в силу новый «Закон о правах и свободах иностранцев в Испании и их социальной интеграции», более известный как Закон об иностранных лицах. Разовый процесс, который легализует положение тысяч иммигрантов без надлежащих документов, сопровождающий этот документ начался позднее в марте. Закон об иностранцах представляет собой значительный шаг в направлении улучшения условий жизни иностранцев в Испании.

Этот законопроект получил широкое одобрение, поскольку необходимости в реформировании его предшественника 1985 года назревали уже долгое время. Предполагалось, что он положит конец 15-летней ограничительной политике и ввести более интегративную политику, позволяя решить проблему нелегальной миграции.

Новый закон должен был рассмотреть два основных факта относительна статуса мигрантов. Во-первых, огромное количество прибывающих лиц все реже стали продвигаться дальше в Европу. Они больше не использовали Испанию как «проходящую точку» их маршрута в более северные европейские страны. Возникала необходимость для таких мигрантов и их семей, проживающих в Королевстве на неопределённой основе, установить их права. В конечном счете, мигрантам предоставлялись те же права, что и у испанских граждан, включая право на санитарное обслуживание и жилье, и расширяя сферу других прав, включая права на социальное обеспечение и образование, за исключением права голоса. Во-вторых, Закон касался иностранцев, не имеющих разрешения на работу. Большое количество мигрантов в Испании трудоустроены незаконно, поскольку многие компании нанимали мигрантов из-за более низкой оплаты их труда. И данный закон делал жизнь мигрантов более спокойной, поскольку им больше не грозила немедленная репатриация, предусмотренная по закону 1985 года.

В то время как законодательство 1985 года было более ограничительным в отношении иммиграции и крайне слабым в отношении их прав, поправка 1996 года к закону 1985 года признала иммиграцию как структурное явление и признала, что иностранцы имеют ряд субъективных прав. Эти права включали в себя доступ к образованию, равенство, юрисконсульта и переводчика при общении с властями. Он укрепил полномочия региональных правительств по защите прав несовершеннолетних иммигрантов и официально установил систему квот для временных работников. Наконец, поправка установила категорию постоянного жителя и официально включила в ее рамки воссоединение семей.

Важным шагом по урегулированию неконтролируемого потока беженцев и налаживанию миграционной политики Европы стал саммит ЕС, проведенный в Севилье (Испания) в 2002 году. Саммит призвал интегрировать иммиграционную политику во внешнюю политику ЕС, что дает возможность интенсифицировать переговоры с третьими странами о реадмиссии, подписание которых обязывает вывозить из Евросоюза не только резидентов этих стран, но и транзитных мигрантов. В заключительном документе выделены пять направлений этой политики: интеграция легальных иммигрантов в общество страны пребывания, эффективная защита и поддержка беженцев, борьба с нелегальной иммиграцией, координация управления внешними границами ЕС и объединение пограничных служб, борьба с расизмом и ксенофобией в странах ЕС.

Законодательство в отношении нелегальных иммигрантов, которое изначально предоставляло им множество прав, со временем заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии с 2000 по 2004 гг. нелегалы лишились права на помощь в покупке жилья, получении образования, на бесплатную юридическую помощь, за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе.

В новом “Законе об иностранцах” 2015 г. правительство Испании утвердило практику высылки задержанных без проведения законных процедур в отношении тех, кто пытался преодолеть стены Сеуты и Мелильи.

Стоит отметить, что на момент миграционного кризиса 2015 года и наплыва беженцев из стран арабского мира, Испания была одной из самых подготовленных, благодаря своему законодательству и опыта приема мигрантов из стран Африки. Это был кризис, который усугубился неожиданным ростом числа мигрантов и особенно беженцев, в основном из Сирии, а также из Афганистана, Ирака, Эритреи, Пакистана, Сомали и т.д., которые по уязвимым и опасным маршрутам пытались достичь европейской территории и найти там убежища. В тот год в соответствующие службы стран ЕС было подано 1 257 030 прошений о предоставлении международной̆ защиты, тогда как годом ранее – 562 680, а в 2013 г. – 372 855.

Миграционные процессы оказывают все более заметное воздействие на экономику, политику, социальную и культурную сферы, затрагивают внешнеполитические отношения, переплетаются с проблемами экономической отсталости и бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на то, что иммиграция в страну является относительно недавним явлением, интенсивность, с которой она развивалась с 1990 — х годов, сделала Испанию одной из крупнейших иммиграционных стран в мире. Рост испанской экономики в это время и расширение рынка труда в некоторых конкретных секторах сыграли ключевую роль в привлечении растущего числа иммигрантов.

Испания привлекает мигрантов по нескольким причинам. Одна из них — достаточно высокий уровень жизни. К примеру, экономический разрыв между Испанией и Марокко или странами Латинской Америки значительно выше среднего, что делает ее очень привлекательной для переселения. К тому же люди из отсталых государств переезжают в Королевство, стремясь получить доходное рабочее место, их привлекает возможность приобретения недвижимости, а также получить качественное образование или дать его своим детям.

Испания на сегодняшний день не является раем для мигрантов: кризис в стране, жестокий запрет найма нелегалов на работу, высокие налоги, мигрантам достаточно проблематично получить убежище в этой европейской стране (нужно доказать, что мотивом переезда является реальная угроза жизни и здоровья, а не корыстные цели улучшения материального положения). Но отчасти эти процессы и происходят в испанском обществе из-за непрекращающихся миграционных потоков в страну.

Общая обстановка и существующие обстоятельства благоприятствуют иммиграции. Масштабы нелегальности вызывают определенную тревогу у испанского правительства, поскольку многочисленные группы иммигрантов лишены своих прав и подвергаются шантажу и вымогательству.

Антииммигрантские настроения периодически усиливаются, как это было после совершенных джихадистами терактов или же во время всемирного экономического кризиса. Среди местного населения возрастает возмущение, что работодатели отдают предпочтение мигрантам при найме на работу из-за более низкой оплаты труда. Однако, как правило, уровень квалификации у иммигрантов ниже, или они имеют квалификацию, которую труднее признать в принимающей стране или транспонировать на местные условия, и эти факторы усугубляются плохим знанием языка.

Таким образом, иммиграция имеет решающее значение для понимания испанского населения сегодня и в ближайшие десятилетия. Ведь и сама Испания лишь недавно была преобразована из страны, предоставляющей мигрантов, в страну их приема. Иберийское Королевство, обладающее статусом средиземноморской державы, и в 21 веке вовлечено в широкий спектр региональных проблем и участвует во многих европейских процессах. Урегулирование потоков мигрантов является необходимостью испанского правительства и для подтверждения этого статуса.

Испания на своем личном опыте осознала, что для уменьшения потоков приезжающих в Королевство необходимо прилагать всевозможные усилия для повышения уровня жизни в тех странах, откуда люди стараются сбежать. Изучение и представление демографического ландшафта — это возможность задуматься о настоящем и будущем миграции. Помимо нелегальной иммиграции взрослого работоспособного марокканского населения сегодня серьезной проблемой является поток несовершеннолетних иммигрантов в города без сопровождения взрослых.

Кризис, наконец, высветил необходимость перевооружения дискурсов и альтернатив миграционной политике, особенно перед лицом угрозы ксенофобских и экстремистских выступлений, которые легитимизируют оборонительные и исключительные действия.

Необходимо также разработать всеобъемлющую политику и планы сотрудничества, которые способствовали бы структурным изменениям и развитию в регионах происхождения и транзита мигрантов. Для снижения миграционных потоков разумнее всего принять в действие политику, направленную на устранение структурных причин вынужденной миграции – войн, конфликтов, изменения климата, крайней нищеты – и, в некоторых случаях, на поощрение миграционных потоков и передвижения людей в качестве возможности для развития принимающих и исходных стран.

На сегодняшний день во всех частях земного шара люди более мобильны, чем когда-либо, но также более чем когда-либо мы лишены права свободно пересекать национальные границы. Один из самых оживленных неофициальных маршрутов для въезда в Европу из Африки проложен в бурных водах Гибралтарского пролива. Каждый год несколько тысяч марокканских и других африканских подростков пересекают Гибралтарский пролив на небольших судах и пополняют ряды мигрантов без документов в Испании, Италии, Франции и других странах Западной Европы. Лишь малая часть реальных попыток оказывается успешной – каждый год для нескольких десятков африканцев путешествие через Гибралтарский пролив становится для них последним. Для других арест и быстрая депортация из Европы положили суровый конец мечтам о будущем.

 

 

Литература

  1. Glossary on migration [Электронный ресурс]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/iml_34_glossary.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
  2. La crisis de los refugiados en Europa [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/317267237_LA_CRISIS_DE_LOS_REFUGIADOS_EN_EUROPA (дата обращения: 20.02.2021).
  1. Конвенция о статусе беженцев (28 июля 1951) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 20.02.2021).
  1. Понеделко Г. Иммиграция в Испании // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — No 9. — C. 80-92
  2. Закон 4/2000 от 11 января о правах и свободах иностранцев в Испании.
  3. Lorenzo Gabrielli, Corridor Report on Spain – The case of Ecuadorian and Moroccan immigrants, INTERACT RR 2015/15, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2015. (дата обращения: 20.02.2021).
  4. Дублинская Конвенция 1990 года, определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/asylum/Reunion3.3.1.html (дата обращения: 20.02.2021).

 

Комментарии

2

Хазипова Айгуль:

Здравствуйте! После прочтения статьи возникли некоторые вопросы.
1. Многолетнее мусульманское/арабское владычество, несомненно, не только оставило свой отпечаток на культуре определенных районов Испании, но и изменило религиозный состав населения. Как современные мусульмане-испанцы, которые являются уже коренными жителями своей страны, относятся к иммигрантам из мусульманских стран?
2. Во время карантина Испанию потрясло нашествие так называемых «окупасов» — иммигрантов, которые захватывали дома во время отсутствия хозяев и присваивали права на дом себе. Многие судебные разбирательства оканчиваются победой иммигрантов, так как закон до сих пор на их стороне. После такого коренное население Испании естественно не может поддерживать миграционную политику правительства. Почему же даже после таких беспрецедентных случаев правительство не предпринимает никаких действий для защиты своих граждан? Чьи интересы оно представляет? В чем заключается сложность?
Благодарю за интересную статью и уделенное внимание!

Айсылу:

Доброго времени суток! Спасибо Вам большое за ваш доклад, однако у меня возникли некоторые вопросы по Вашему докладу:
1. Чем, по вашему мнению, обуславливается диверсификация миграционных потоков в Испании на современном этапе ?
2. Какие критерии интенсификации переговоров с третьими странами о реадмисси вы можете выделить ?
Благодарю за статью и за уделенное время!

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Норбоев Б.Н. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ПРАВЫХ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ 11 / 03 / 21

Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…

Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ» 11 / 03 / 21

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…

Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы 11 / 03 / 21

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…