Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ»

11 / 03 / 21 Автор: Александр Александров

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе глобализации, размывание границ между государствами. Мир переходит в стадию «глобальной деревни», где каждый человек может переехать из одной страны в другую без особых препятствий. Миграция становится неотъемлемой частью мирового сообщества. Во всем мире происходит процесс взаимодействия, взаимопроникновения, смешения или дифференциации разных культур. Повышается интерес к особенностям поведения людей при взаимовлиянии различных этносов, поскольку одна культура всегда отличается от другой. Ввиду этого возникает проблема адаптации мигрантов, или как их еще называют переселенцами, к новому образу жизни, а также проблема принятия их коренными жителями, или «староселами». В основном, это переселенцы с Востока на Запад, которые мигрируют в поисках лучшей жизни, где уже имеется комфортный уровень для жизнедеятельности. Для многих местных жителей этот фактор не является основанием для переселения, поскольку выгоды им от этого не будет. К тому же, «старосёла» раздражает то, что мигранты несут с собой чужую культуру, нормы, ценности, привычки, не желая при этом подстраиваться под нормы  существующей в этом обществе культуры. С точки зрения коренных жителей, мигранты – это чужие люди, которые приехали из-за границы для удовлетворении только своих потребностей, не задумываясь о своем восприятии местным населением. Участники воспринимают друг друга как соперников, чьи  действия направлены на ущемление их материальных и культурных устремлений. Это и порождает конфликты между двумя группами населения: «старосёлами» и переселенцами.

Целью исследования является выявление причин столкновений двух или более культур в процессе  миграции, а также  поиск путей преодоления возникающих разногласий.

Основными методами исследования являются анализ научной литературы, компаративистика, сопоставление, обобщение и наблюдение.

Возникновение конфликтов в ходе миграции вызвано не одной причиной, а сразу несколькими. В любой стране существуют пределы миграции. Любое меньшинство, живущее в определенном обществе, нарушает некоторые запреты, не подозревая об этом. Но при этом они быстро ассимилируются, перенимают стиль жизни местных жителей. Однако если число иммигрантов становится значительным, то они образуют свои группы, так называемые социокультурные анклавы, при которых ассимиляционные процессы замедляются, а различия между культурами становятся очень явными. От этого и появляются разногласия «местного» и «пришлого» населения, при которых ни одна из сторон не хочет уступить место другой стороне. А ведь от этого зависит скорость адаптации, социальной, экономической интеграции «переселенцев» [1]. Этот процесс занимает много времени, усилий, изменения своего образа жизни. Такие исследователи, как Агеева В. С., Андреева Г. М., Солдатова Г. Ю. понимают адаптацию, как приспособление человека к условиям новой среды, как единство аккомодации и ассимиляции, как механизм социализации. Разные трактовки говорят о том, что данный процесс достаточно сложный и многогранный, при котором люди со своей культурой и ценностями пытаются перестроиться и подстроиться под внешние социальные реалии [2].

Сложность адаптации зависит от многих факторов, среди которых можно выделить степень сходств и различий между культурами (Запад и Восток отличаются значительно, а если взять две восточные культуры, то в них различия невелики); особенности, которые присущи культуре переселенцев и особенности страны пребывания (у каждого народа существуют свои черты). В связи с этими факторами миграция сопровождается таким явлением, которое называется «культурный шок». Это воздействие «чужой» культуры на человека, которое проявляется в непонимании, неприятии нового, чувстве напряжения, потрясения и тревоги [3]. «Культурный шок» вызван неожиданностью, а также переоценкой собственной культуры, так как нарушается стереотип поведения. Человек не понимает, как ему вести себя в той или иной ситуации, потому что в новой культуре свои нормы и ценности. Данная ситуация является неотъемлемой частью адаптации, при которой человек, несмотря на то, что испытывает стресс, получает информацию о новой культуре, ее установках, а также сам развивается, повышает уровень своего культурного образования. Культурный шок действует и в обратном направлении: привносит инокультурные элементы; стимулирует взаимодействие культурных традиций, способствует изменению структуры общества. Образуется новое мировоззрение, совмещенное на основе культурного многообразия, формируется терпимость к новому и непривычному. В данном процессе на первый план выходят непосредственные контакты и коммуникации между людьми, а границы между государствами играют все меньшую роль.

Проблема миграции затрагивает и сферу государственной безопасности, поэтому важную роль играет миграционное законодательство. В целях наблюдения за миграционными потоками, а также их регулирования в странах, куда устремляются мигранты, формируется система нормативно-правового обеспечения: издаются законы, принимаются постановления, проводятся мероприятия, корректирующие миграционный процесс. По мнению В. О.Васильевой, сложность заключается в противоречиях, возникающих на макроуровне: несоответствие между нормативно-правовыми актами и действиями властей; на мезоуровне: затрагивание темы миграции кандидатами в политических целях; и на микроуровне: национализм, ксенофобия, нетерпимость [2]. Осведомленность о правовом статусе мигрантов способствует более быстрой и комфортной адаптации «переселенцев», а также условиям принятия их местным населением. Те или иные службы содействуют благоустройству мигрантов, способствуют использованию  нормативно-правовой базы для регулирования процессов, возникающих при миграции. Среди них можно назвать Государственную службу занятости, Департамент образования, местные национально-культурные автономии, миграционные службы, кадровые агентства и другие организации, помогающие мигрантом освоиться на новом месте. Однако чаще всего в такие службы обращаются только для получения документов – 62% [2], что говорит о недостаточном использовании возможностей, которые предлагают данные организации.

Также важны документы, которые регулируют межэтнические отношения. Они содействуют более благоприятной обстановке между коренным населением и приезжим. Можно выделить следующие документы:

  • «Декларация о расе и расовых предрассудках (1978)»;
  • «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (Страсбург, 1995);
  • «Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации», принятая на Всемирной конференции по борьбе против расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, Южная Африка, 2001);
  • «Декларация стран ОБСЕ, направленная на укрепление прав человека и фундаментальных свобод каждого, борьбу с расизмом, ксенофобией и дискриминацией» (Брюссель, 2004);
  • «Кордобская декларация» (Кордоба, 2005), ориентированная на борьбу с антисемитизмом и другими формами нетерпимости, которые являются недопустимыми в современном гражданском обществе;
  • Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» (2004), целью которого является «гармоничное развитие межнациональных отношений на основе веротерпимости, сохранения и развития лучших традиций Санкт-Петербурга в сфере культуры, науки, просвещения».

К международному регулированию межэтнических отношений относятся также принципы международного права, которые закреплены в Уставе ООН (Например, «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов»). В развитие положений Устава ООН Генеральная Ассамблея ООН принимает различные Декларации, которые также закрепляют права народов. Существуют также Международные пакты о правах народов (гражданских, политических, экономических, социальных, культурных), которые устанавливают политический статус народов, обеспечивают их развитие и обязывают государства уважать их права [4].

Знание положений этих документов является базой, подготовительной ступенью для вступления мигрантов в новую этнокультурную среду, которое поможет облегчить их интеграцию; а также основой для адекватного восприятия коренным населением «переселенцев».

Однако миграционный процесс зачастую сопровождается межкультурными конфликтами, которые не всегда можно решить правовым путем. В задачи государства входит недопущение конфликтов на своей территории, поэтому возникает необходимость в урегулировании этих конфликтов. Конфликтология выделяет три способа разрешения межэтнических конфликтов: 1) правовые механизмы, 2) переговоры, 3) информационный путь.

Административно-правовой ресурс при управлении конфликтами и их разрешении является весьма действенным механизмом. Под ним понимается легитимная система применения права со стороны исполнительной и судебной власти. При межнациональной напряженности следует сохранять приоритет индивидуальных прав и свобод каждого человека, независимо от его этнической принадлежности. Законодательная база может изменяться, к примеру, для укрепления культурных прав отдельных меньшинств или для противодействия дискриминации мигрантов.

В частности, указом Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений были провозглашены следующие принципы:

— распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;

— вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество;

— противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций;

— реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования национального и религиозного факторов в избирательном процессе;

— учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей [5].

По поводу второго способа разрешения конфликтов: в межкультурной коммуникации должен присутствовать такой механизм, как переговоры. Они, прежде всего, призваны не допустить деструктивных процессов, а также служат снятию напряжения между сторонами. Метод переговоров основан на том, чтобы можно было перевести характер отношений сторон из эмоционального в рациональный. Так, благодаря миссии ООН на Кипре с 1964 года отношения между греческой и турецкой общинами стали менее напряженными. Кипр был разделен «зеленой линией» на две части, что означало некий компромисс для стран [6].

Компромисс как и консенсус, является видом переговоров, но между ними есть существенная разница. Под консенсусом понимается такое решение, которое принимается участниками коллективно и достигается выработка наиболее рационального способа выхода из конфликтной ситуации.  Такой способ применяется, если обе стороны готовы потратить достаточно времени, ресурсов, чтобы удовлетворить притязания друг друга. Консенсус ориентирован на долгосрочную перспективу. Компромисс же имеет временное решение проблемы. При компромиссе две стороны в основном делают уступки друг другу. Его методика проста и поэтому наиболее применима на практике. Она имеет недолгий эффект, но все же является «классическим» методом разрешения конфликта.

Третий способ – информационный путь. Он предполагает: во-первых, взаимный обмен информацией между сторонами для положительного изменения ситуации; важной составляющей здесь является способ подачи информации СМИ, ведь от этого будет зависеть восприятие друг друга. Во-вторых, ознакомление с социально-психологической информацией конфликтующих групп способствует пониманию процесса межэтнических отношений, в частности, межэтнического конфликта. Предполагается, что знакомство с тем, как психологические явления влияют на восприятие и поведение к «переселенцам», способствует налаживанию отношений между коренным населением и мигрантами. В-третьих, информационный путь предусматривает обмен информацией о сходствах и различиях между культурами, а также их представителями. Т. Г. Стефаненко в качестве примера приводит программу «Как прекрасно, что мы разные», осуществляемую в Нидерландах для снятия напряжения между местными и приезжими жителями. Благодаря данному проекту, обе культуры знакомились с особенностями друг друга: в газетах размещали материалы на эти темы. В-четвертых, посредством показа фильмов или издания книг, где главный герой является положительным персонажем — представителем конфликтующей стороны, можно выработать позитивный образ человека из «чужой» культуры (темнокожий пожарный и др) [7].

Знание культурных особенностей может даже предотвратить межэтнические конфликты. Потому, что существует разные виды межкультурной коммуникации: вербальная, невербальная и паравербальная. Если вербальную коммуникацию еще можно понять, то два других вида могут значительно отличаться в культурах. Например, один и тот же жест в двух этносах будет восприниматься по-разному. Нужно учитывать такие нюансы, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Поэтому при взаимодействии двух и более культур необходимо понять чужую культуру, а также посмотреть на свой образ жизни со стороны, чтобы иметь представление, как другие воспринимают «нас». Считать свою культуру лучшей в современном мире невозможно, потому что все адекватные люди понимают, что мир поликультурен: в каждой культуре есть свои плюсы и минусы. Поэтому чтобы установить доверительные отношения, необходимо делать первые шаги в этом направлении самим.

Важную роль в преодолении конфликта играет образование, через которое мы узнаем новое об этом мире, и которое поможет нам в ситуациях, связанных с разными культурами. Образование предполагает знание языков, понимание особенностей этносов, их мировоззрения, отношения ко времени (существуют монохромные и полихромные культуры), отношения к пространству (близко или далеко нужно стоять при разговоре). Все эти знания помогут в налаживании отношений между культурами, а также смогут предотвратить возникший конфликт.

Диалог культур предполагает понимание и признание особенностей каждой культуры, черт ее самобытности. Поэтому основой диалога культур является поиск общего при сохранении различий. Это и отличает конструктивный и взаимовыгодный диалог от столкновения культур. Однако для этого требуются усилия и напряжения двух сторон: оба участника должны хотеть построить доброжелательные отношения. «Переселенцам» необходимо вливаться в новую среду, как можно старательнее, а коренным жителям необходимо помогать мигрантам с адаптацией. Важно не только, чтобы не было конфликтов на этнической почве, но и, чтобы не было равнодушия с обеих сторон. Если один из субъектов будет безразличен к другому, то диалог может сильно замедлиться и ни к чему не привести. Тем более, что в современном мире существуют две противоположные тенденции: глобализация и дифференциация — процесс взаимодействия носит очень нестабильный характер. Пониманию конструктивного диалога культур препятствует существующая в мире либеральная парадигма толерантности: она обращена к физическим лицам и призвана «терпеть» друг друга. В то время как культурам необходимо продуктивное взаимодействие на базе поиска поля общего и зон различий [8]. Основой общего могут стать схожие для народов и культур ценности и цели (например, свобода и автономия личности, моральные нормы). Мотивация к сближению вызвана также историческими причинами: если общество было разнородно, оно быстро распадалось (пример: феодальная раздробленность на Руси). Поэтому стране или обществу нужно стремиться к идентичности, чтобы выстоять в глобальном мире. Для этого необходимо преодолеть национальный, региональный эгоцентризм. В пространство межкультурного диалога можно включить также общие проблемы. Современные задачи, стоящие перед мировым сообществом, требуют формирования совместных проектов, общих усилий, разработки коллективных решений возникающих проблем. Общая проблема нередко становиться предпосылкой для культурного диалога представителей разных цивилизаций.

Таким образом, процесс миграции, действительно, сопровождается конфликтными ситуациями. Потому что у переселенцев и «староселов» разные культуры: они имеют свои особенности. Конфликты возникают из-за непонимания, как взаимодействовать друг с другом, из-за неприятия и отчуждения чужой культуры, из-за степени различий двух культур. Все это влияет на скорость адаптации мигрантов. К тому же, они испытывают культурный шок, который также снижает скорость интеграции. В этом может помочь миграционное законодательство, которое регулирует вопросы миграции как организационного, так и межэтнического характера. Международные конвенции, декларации, принципы международного права закрепляют равенство всех народов и наций, защищают этнические меньшинства от дискриминации. В разрешении межэтнических конфликтов выделяют правовые механизмы (законы, которые разрешают спорные моменты); переговоры, способные перевести эмоциональный характер отношений в рациональный (к ним относятся компромисс и консенсус); информационный путь, который предполагает «узнать другую культуру поближе». Важную роль в межэтнических отношениях играет диалог культур, целью которого является поиск общего при сохранении различий. Это двусторонние усилия, направленные на интеграцию двух культур. Данные механизмы помогут наладить межкультурные отношения, а также предотвратить возникающие конфликты.

Литература

  1. Манапова В. Э Миграция как фактор конфликтогенности // Вестник Адыгейского Государственного университета. Серия 1: Регионоведение. Социальные науки. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsiya-kak-faktor-konfliktogennosti (дата обращения: 15.02.2021).
  2. Гаджиева И. Ш. Осведомленность о нормативно-правовой основе миграции как условие адаптации мигрантов к новой социальной среде и принятия их коренными жителями // Образование и наука. 2015. № 1. С. 93-101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osvedomlennost-o-normativno-pravovoy-osnove-migratsii-kak-uslovie-adaptatsii-migrantov-k-novoy-sotsialnoy-srede-i-prinyatiya-ih-korennymi/viewer (дата обращения: 16.02.2021).
  3. Питерова А. Ю. Культурный шок: особенности и пути преодоления // Наука. Общество. Государство. 2014. № 4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-osobennosti-i-puti-preodoleniya (дата обращения: 16.02.2021).
  4. Ефременкова Д. А. Международно-правовые стандарты регулирования межнациональных отношений: проблемы их соблюдения в РФ // Вопросы управления. 2015. С. 143-150.
  5. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 18.02.2021).
  6. Антоненко О. Самые известные миротворческие миссии ООН // Русская служба Би-би-си, Лондон. 2015. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/04/150413_un_missions (дата обращения: 19.02.2021).
  7. Стефаненко Т Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
  8. Марков А. П. Диалог культур в глобальном мире: надежды и разочарования // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. С. 745-751. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-v-globalnom-mire-nadezhdy-i-razocharovaniya2 (дата обращения: 21.02.2021).

Комментарии

2

Бахтина Елена:

Спасибо за проделанную работу! У меня возник вопрос.

В чем заключается трудность разрешения конфликтов между мигрантами и «староселами»?

Иванова Анастасия:

Спасибо за вопрос! Трудность урегулирования конфликта между переселенцами и «староселами» заключается в непонимании, а иногда даже в непринятии, особенностей одной культуры другой культурой. В таком случае необходимо двустороннее сотрудничество — диалог культур.

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Норбоев Б.Н. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ПРАВЫХ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ 11 / 03 / 21

Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…

Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ» 11 / 03 / 21

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…

Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы 11 / 03 / 21

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…