Введение
На период с 2015 по 2019 год Европейский союз находится в условиях обостренной миграционной ситуации. Ежегодно растет количество прибывающих мигрантов из стран Африки, Ближнего Востока. Данный глобальный процесс коснулся стран Северной Европы (Швеции, Дании и Норвегии), которые вели до недавнего времени весьма лояльную миграционную политику, однако после 2017 года были вынуждены прибегнуть к пересмотру внутреннего законодательства, поскольку миграционный кризис повлёк за собой ряд новых вызовов и проблем. В последствии, странам Северной Европы необходимо ужесточить миграционное законодательство и консолидироваться в рамках международного сотрудничества на уровне Северного Совета и ЕС. Важно понимать, что каждая из стран Северной Европы в условиях миграционной дестабилизации оказалась в нестабильном внутриполитическом положении, что спровоцировало увеличение налогообложения, сокращение выделяемых средств из государственного бюджета на социальную сферу и во многом снижение уровня безопасности в районах крупных городов, где располагаются временные поселения для мигрантов.
Актуальность научного исследования заключается в рассмотрении новых вызовов и проблем, которые повлекли трансформацию внутренней политики в условиях миграционного кризиса в странах Северной Европы и обобщение опыта данных стран в стабилизации внутриполитической нестабильности.
Данная проблематика изучается научными центрами стран Европейского союза, Институтом Европы РАН, научно-исследовательскими центрами университетов России и т.д. Методологическую основу исследования миграционных процессов стран Северной Европы составляют труды Паникар М.М и Васевой О.А., которые являются авторами статьи «Специфика миграционных процессов на севере Европы (на примере Королевства Дания)» [1]. Выводы данной работы помогли сформировать более полный и объективный взгляд на специфику миграционных процессов в Дании и сделать вывод о характере изменения внутренней политики Дании. Научная статья Михеева Д.В. «Миграционная политика стран Северной Европы и её изменения в условиях миграционного кризиса (2014 – 2016 гг.)»[2] представляет ценность в исследовании, выводы данной работы способствовали формированию наиболее объективных выводов о влиянии новых вызовов и проблем на трансформацию не только внутреннего административного законодательства, но и миграционного законодательства.
Специфика миграционных процессов в странах Северной Европы
В этом разделе будет осуществлен анализ миграционных ситуаций в Швеции, Дании, Норвегии, как в центральных Скандинавских государствах. Удалось изучить особенность расселения мигрантов в данных странах и привести конкретные цифры, свидетельствующие о количестве мигрантов и об их этническом составе.
В Швеции за 2016 год 1,7 млн. жителей страны (всего численность населения Швеции составила в 2016 г. 9,9 млн. человек)[3] родились за ее пределами. Этот показатель превращает современную Швецию из моноэтнического в многонациональное государство, что важно учитывать, потому что Швеция являлась моноэтническим государством на протяжении всей своей истории и данное демографическое и этническое изменение существенным образом влияет на шведское общество, и, к сожалению, можно сделать вывод, что негативно. Зафиксированные столкновения между прибывающими в страну беженцами и местным населением свидетельствуют о несовершенстве политики мультикультурализма, проводимой в прежние годы.
Подобная ситуация складывалась и в Норвегии, где миграционные потоки, начиная с 2014 года только увеличивались. Количество беженцев в Норвегии растет стремительно: если в 2012 году коммуны дали убежище 5,8 тысячам человек, то в 2015 году это число удвоилось. При этом если раньше только 70 коммун были готовы предоставить жилье и работу мигрантам, то на начало 2015 года пришлось задействовать 235 коммун[4]. Так на 1 января 2015 года жителями Норвегии зарегистрировано более 5 165 000 человек, из которых 670 000 являются иммигрантами. Таким образом, по состоянию на 2015 г. почти 13% населения Норвегии составляют иммигранты, в то время как еще в 1970-х этот показатель был равен лишь 2%[5].
Объемы миграции в Данию, по сравнению с потоками в Швецию и Норвегию, не столь велики, однако также оказывают на датское общество значительное влияние. Так, к 2016 году доля иммигрантов незападного происхождения составляла 8,6%, в то время как на период до 2010 года этот показатель был равен чуть больше 1%. В то же время правительство заявило, что наряду с принятием мер по снижению потока беженцев в Данию, не менее важно привлекать рабочую силу, в которой нуждается экономика Дании. Подобное положение уже содержалось как в первоначальной программе правительства Венстре от 2015 г., так и в программе коалиционного правительства 2016 г.[6]. Однако количество введённых в данный период ограничений свидетельствует о том, что меры по снижению потока мигрантов имели большую значимость, чем меры по привлечению рабочей силы.
Исходя из проанализированных данных миграционных ситуаций в каждой отдельно взятой стране Скандинавии, удалось определить специфику миграционных процессов. Представляется возможным сделать вывод о том, что Швеция, Норвегия, Дания действительно оказались в сложной миграционной ситуации и правительства каждой из стран оказалось перед новым вызовом – миграционным кризисом. Для стабилизации обстановки правительства вынуждены прибегнуть к пересмотру внутренней политики. Последствия влекут за собой ужесточение миграционного законодательства. Данные изменения представляют собой серьезный вызов политике государств и влекут за собой кардинальные изменения.
Проблема дестабилизации внутренней политики как следствие миграционного кризиса в странах Северной Европы
В предыдущем разделе удалось установить корреляцию между усилением миграционного кризиса в странах Северной Европы и возможными последствиями в виде пересмотра внутригосударственных законов на фоне дестабилизации политической обстановки каждой из стран. В данном разделе будут выявлены основные проблемы и вызовы для каждой из стран, с которыми они столкнулись в период миграционного кризиса. Будут приведены возможные факты трансформации внутренней политики государств под влиянием динамичного роста миграционных потоков.
С ростом мигрантов Королевство Швеция увеличило государственные расходы на выплату ежемесячных пособий для первичной адаптации мигрантов, в которую входят курсы шведского языка, курсы по ознакомлению с менталитетом шведского общества, проживание в лагере для мигрантов, питание, финансовая надбавка на детей. Регулирование первичной адаптации мигрантов возлагается на службу занятости губернского совета каждой лёны (административное деление Швеции)[7]. Таким образом, государство поддерживает мигрантов и даёт пространство и дополнительные возможности для скорейшего трудоустройства, однако данные меры не способствовали ликвидации безработицы. Ситуация складывается обратным образом — наблюдается стремительный рост безработицы. Из-за миграционного кризиса, уровень безработицы в стране превысил показатель Франции, Испании, Греции и Италии на 2016 год[8]. Данный эффект объясняется достаточным денежным эквивалентом пособия, которое покрывает основные расходы новоприбывших мигрантов и обеспечивает минимальным количеством необходимых для существования вещей.
Оказавшись в обостренной ситуации с миграционными потоками, Дания также прибегла к пересмотру внутреннего законодательства в отношении мигрантов, поскольку ещё до начала миграционного кризиса в Европе (2015 г.) миграционное законодательство Дании отличалось особой строгостью на ряду не только со странами Скандинавии, но и Европейским союзом в целом. Так в начале 2018 года правительство Дании во главе с представителем консервативно-либеральной партии Venstre Ларсом Локке Расмуссеном представило радикальный план по борьбе с иммигрантскими гетто[9]. План по ликвидации мигрантских анклавов и слово «гетто», которое авторы употребили в его названии, вызвали резкое неодобрение и в Дании, и в ЕС. Несмотря на последовавшие возражения и меньшинство в парламенте, датскому правительству удалось принять план, и 1 июля он вступил в силу. В таких 25 районах Дании будут приняты следующие законодательные нововведения:
Правительство Дании теперь может своим решением определять зоны «гетто», а суды имеют право накладывать двойное наказание [10] на преступников, которые совершили определенные преступления в этих зонах. Речь идет о кражах, продаже наркотических веществ, о вандализме и том, что датский уголовный кодекс определяет как «угрожающее поведение» [11].
Компании, которые занимаются строительством и эксплуатацией социального жилья, теперь имеют право отказывать в найме жильцам с криминальным прошлым, если преступления были ими совершены в последние пять лет. Также владельцам жилья облегчили возможность выселения жильцов, которые были обвинены в уголовных преступлениях [9].
Если человек получает от датского государства социальную помощь (kontanthjælp), получаемая сумма может быть уменьшена, если человек предпочтет и дальше жить в гетто, и будет отказываться от переселения в другой район. Муниципалитетам в свою очередь прямо запрещается селить в районы гетто тех, кто получает пособие по безработице. Муниципалитетам, которые будут помогать устраивать на работу жителей гетто, напротив, повысят выплаты [12].
Норвегия оказалась в условиях повышенной преступности в районах крупных городов. Административное деление королевства претерпело изменения, и де-факто территория всей Норвегии поделились на иммигрантские районы и районы коренного населения страны. Данные процессы вызвали серьезный общественный резонанс, и правительство призвало Бюро национальной статистики [13] к подготовке отчёта по составу преступников и анализу взаимосвязи между преступностью и страной происхождения преступника. Выводы опубликованного отчета ясны: иммигранты из некоторых стран, особенно палестинцы, иракцы и афганцы, гораздо чаще совершают преступления, чем остальная часть населения. Не норвежцы представлены в 65 из 80 категорий преступников. Также иммигранты из незападных стран в 8 раз чаще совершают насильственные преступления. Наконец, эта деталь должна беспокоить Францию: иммигранты второго поколения кажутся более склонными, чем их родители, бросать вызов закону таким образом [14].
Таким образом, можно сделать вывод, что политика скандинавских государств столкнулась с двумя главными проблемами: безработица и преступность. На внутриполитическом уровне каждому государству удается стабилизировать ситуацию в отношении преступности, урегулировании безработицы, однако предпринятые шаги не привели к выходу из миграционного кризиса. Как следствие, государства были вынуждены пересмотреть миграционное законодательство в сторону его ужесточения и продолжать сохранять проблему миграционного кризиса на повестке дня на уровне парламентского сотрудничества в рамках Северного Совета.
Заключение
Таким образом, удалось определить специфику миграционных потоков в Швеции, Норвегии и Дании и как следствие растущих миграционных потоков, удалось выявить основные вызовы и проблемы, с которыми столкнулись Скандинавские страны в условиях миграционного кризиса. Правительство каждой страны предпринимало необходимые действия по ужесточению внутреннего законодательства в отношении мигрантов, сокращение социальных пособий для стабилизации ситуации. К 2018 году стабилизировать ситуация полностью странам Северной Европы не удалось. Швеция, Норвегия, Дания были вынуждены перейти к пересмотру миграционного законодательства и, существенным образом, ужесточили его[15]. Странам важно сохранять консолидацию на международном уровне в рамках международного объединения парламентов скандинавских стран «Северный совет». Данные выводы ещё предстоит исследовать и подтвердить, однако важно понимать, что на конец 2019 — 2020 годы большинство прибывших мигрантов в 2015 году вернулись на Родину, миграционная ситуация в странах Северной Европы урегулирована.
Список литературы и источников
Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…
Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…
Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных
Настоящее пользовательское соглашение является публичной офертой (то есть предложением заключить соглашение).
Нажимая кнопки «Записаться», «Купить» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.
Сакаев Василь Тимерьянович (ИНН 165038479865) стремится всеми доступными способами обеспечить безопасность пользования сайтом http://politdem.ru/ (далее — Сайт). Настоящим Соглашением Сайт информирует Пользователей Сайта о том, какие сведения о Пользователе могут быть доступны Сайту, а также о том, каким образом используется полученная Сайтом информация. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки (регистрации), пользователь:
подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
подтверждает и признает, что им внимательно и в полном объёме прочитано данное Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях онлайн-заявки (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
даёт согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.
Пользователь даёт свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своём интересе.
Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.
Настоящее согласие Пользователя признаётся исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; номерах телефонов; e-mail. Пользователь предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными:
сбор и накопление;
хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем;
уточнение (обновление, изменение);
использование;
уничтожение;
обезличивание;
передача по требованию суда, в том числе третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Сайт не осуществляет сбор информации, направленной на идентификацию (определение) конкретных физических лиц — Пользователей Сайта.
Вместе с тем, в процессе функционирования Сайта, а также в результате осуществления Пользователями действия по использованию Сайта, Сайту становится доступна определенная информация о Пользователях, перечень и цели использования которой приводятся ниже.
Сайт предоставляет Пользователям возможность подписаться на рассылку Сайта. Пользователь в любое время может прервать рассылку, воспользовавшись соответствующей ссылкой, содержащейся во всех письмах, отправляемых Пользователю по подписке.
Сайт автоматически сохраняет информацию, посылаемую браузером пользователя при посещении им сайта. Эта информация включает запрос страницы, IP-адрес, тип и язык браузера, а также дату и время вызова страницы. Информация используется исключительно для анализа и поддержания качественной технической работы Сайта и автоматически удаляется через 30 дней.
При посещении Пользователем Сайта, Сайт отправляет один или несколько файлов cookie на компьютер пользователя или другое устройство.
Cookies — это небольшие текстовые файлы, которые, как правило, сохраняются на компьютере Пользователя до окончания сессии, т.е. до окончания работы в браузере, но в некоторых случаях и за его пределами. Файлы cookie используются:
для упрощения использования Сайта Пользователем;
для анализа в рекламных целях. На Сайте используются службы третьих лиц для отслеживания статистики посещаемости, получения информации о конверсиях по рекламным кампаниям и прочие.
С помощью этих сервисов и инструментов Сайт не собирает данные о конкретных Пользователях, а использует только общие статистические данные о посещаемости и эффективности Сайта и об эффективности рекламных кампаний.
Соглашение действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления Администрации Сайта с указанием данных, определенных ст.14 Закона «О персональных данных».
Мы не размещаем Ваши персональные данные в общедоступных источниках. Мы не принимаем решений, порождающих для Вас юридические последствия или иным образом затрагивающих Ваши права и законные интересы на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных.
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлён путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) politdem@mail.ru.
В случае возникновения дополнительных вопросов, Пользователь имеет возможность обратиться с соответствующим запросом к Администрации Сайта по e-mail: politdem@mail.ru.
Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента её размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Действующая редакция всегда находится на странице по адресу http://politdem.ru/#.
К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
Здравствуйте! Спасибо за Вашу работу! Было очень интересно и почитать, однако у меня возникли некоторые вопросы касательно данной темы.
Что, по вашему мнению, в современной геополитике и геоэкономике стран Северной Европы является функционалом процесса миграции?
Как бы оценили роль Бюро национальной статистики Норвегии в вопросе (кризисе) миграционных вопросов?
Какова детерминантность развития миграционных проблем стран Северной Европы в ближайшее время?
Заранее спасибо Вам за ответ.