Лузина А.С. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

02 / 03 / 21 Автор: Александр Александров

Введение

На период с 2015 по 2019 год Европейский союз находится в условиях обостренной миграционной ситуации. Ежегодно растет количество прибывающих мигрантов из стран Африки, Ближнего Востока. Данный глобальный процесс коснулся стран Северной Европы (Швеции, Дании и Норвегии), которые вели до недавнего времени весьма лояльную миграционную политику, однако после 2017 года были вынуждены прибегнуть к пересмотру внутреннего законодательства, поскольку миграционный кризис повлёк за собой ряд новых вызовов и проблем. В последствии, странам Северной Европы необходимо ужесточить миграционное законодательство и консолидироваться в рамках международного сотрудничества на уровне Северного Совета и ЕС. Важно понимать, что каждая из стран Северной Европы в условиях миграционной дестабилизации оказалась в нестабильном внутриполитическом положении, что спровоцировало увеличение налогообложения, сокращение выделяемых средств из государственного бюджета на социальную сферу и во многом снижение уровня безопасности в районах крупных городов, где располагаются временные поселения для мигрантов.

Актуальность научного исследования заключается в рассмотрении новых вызовов и проблем, которые повлекли трансформацию внутренней политики в условиях миграционного кризиса в странах Северной Европы и обобщение опыта  данных стран в стабилизации внутриполитической нестабильности.

Данная проблематика изучается научными центрами стран Европейского союза, Институтом Европы РАН, научно-исследовательскими центрами университетов России и т.д. Методологическую основу исследования миграционных процессов стран Северной Европы составляют труды Паникар М.М и Васевой О.А., которые являются авторами статьи «Специфика миграционных процессов на севере Европы (на примере Королевства Дания)» [1]. Выводы данной работы помогли сформировать более полный и объективный взгляд на специфику миграционных процессов в Дании и сделать вывод о характере изменения внутренней политики Дании. Научная статья Михеева Д.В. «Миграционная политика стран Северной Европы и её изменения в условиях миграционного кризиса (2014 – 2016  гг.)»[2] представляет ценность в исследовании, выводы данной работы способствовали формированию наиболее объективных выводов о влиянии новых вызовов и проблем на трансформацию не только внутреннего административного законодательства, но и миграционного законодательства.

 

Специфика миграционных процессов в странах Северной Европы

В этом разделе будет осуществлен анализ миграционных ситуаций в Швеции, Дании, Норвегии, как в центральных Скандинавских государствах. Удалось изучить особенность расселения мигрантов в данных странах и привести конкретные цифры, свидетельствующие о количестве мигрантов и об их этническом составе.

В Швеции за 2016 год 1,7 млн. жителей страны (всего численность населения Швеции составила в 2016 г. 9,9 млн. человек)[3] родились за ее пределами. Этот показатель превращает современную Швецию из моноэтнического в многонациональное государство, что важно учитывать, потому что Швеция являлась моноэтническим государством на протяжении всей своей истории и данное демографическое и этническое изменение существенным образом влияет на шведское общество, и, к сожалению, можно сделать вывод, что негативно. Зафиксированные столкновения между прибывающими в страну беженцами и местным населением свидетельствуют о несовершенстве политики мультикультурализма, проводимой в прежние годы.

Подобная ситуация складывалась и в Норвегии, где миграционные потоки, начиная с 2014 года только увеличивались. Количество беженцев в Норвегии растет стремительно: если в 2012 году коммуны дали убежище 5,8 тысячам человек, то в 2015 году это число удвоилось. При этом если раньше только 70 коммун были готовы предоставить жилье и работу мигрантам, то на начало 2015 года пришлось задействовать 235 коммун[4]. Так на 1 января 2015 года жителями Норвегии зарегистрировано более 5 165 000 человек, из которых 670 000 являются иммигрантами. Таким образом, по состоянию на 2015 г. почти 13% населения Норвегии составляют иммигранты, в то время как еще в 1970-х этот показатель был равен лишь 2%[5].

Объемы миграции в Данию, по сравнению с потоками в Швецию и Норвегию, не столь велики, однако также оказывают на датское общество значительное влияние. Так, к 2016 году доля иммигрантов незападного происхождения составляла 8,6%, в то время как на период до 2010 года этот показатель был равен чуть больше 1%. В то же время правительство заявило, что наряду с принятием мер по снижению потока беженцев в Данию, не менее важно привлекать рабочую силу, в которой нуждается экономика Дании. Подобное положение уже содержалось как в первоначальной программе правительства Венстре от 2015 г., так и в программе коалиционного правительства 2016 г.[6]. Однако количество введённых в данный период ограничений свидетельствует о том, что меры по снижению потока мигрантов имели большую значимость, чем меры по привлечению рабочей силы.

Исходя из проанализированных данных миграционных ситуаций в каждой отдельно взятой стране Скандинавии, удалось определить специфику миграционных процессов. Представляется возможным сделать вывод о том, что Швеция, Норвегия, Дания действительно оказались в сложной миграционной ситуации и правительства каждой из стран оказалось перед новым вызовом – миграционным кризисом. Для стабилизации обстановки правительства вынуждены прибегнуть к пересмотру внутренней политики. Последствия влекут за собой ужесточение миграционного законодательства. Данные изменения представляют собой серьезный вызов политике государств и влекут за собой кардинальные изменения.

 

Проблема дестабилизации внутренней политики как следствие миграционного кризиса в странах Северной Европы

В предыдущем разделе удалось установить корреляцию между усилением миграционного кризиса в странах Северной Европы и возможными последствиями в виде пересмотра внутригосударственных законов на фоне дестабилизации политической обстановки каждой из стран. В данном разделе будут выявлены основные проблемы и вызовы для каждой из стран, с которыми они столкнулись в период миграционного кризиса. Будут приведены возможные факты трансформации внутренней политики государств под влиянием динамичного роста миграционных потоков.

С ростом мигрантов Королевство Швеция увеличило государственные расходы на выплату ежемесячных пособий для первичной адаптации мигрантов, в которую входят курсы шведского языка, курсы по ознакомлению с менталитетом шведского общества, проживание в лагере для мигрантов, питание, финансовая надбавка на детей. Регулирование первичной адаптации мигрантов возлагается на службу занятости губернского совета каждой лёны (административное деление Швеции)[7]. Таким образом, государство поддерживает мигрантов и даёт пространство и дополнительные возможности для скорейшего трудоустройства, однако данные меры не способствовали ликвидации безработицы. Ситуация складывается обратным образом — наблюдается стремительный рост безработицы. Из-за миграционного кризиса, уровень безработицы в стране превысил показатель Франции, Испании, Греции и Италии на 2016 год[8]. Данный эффект объясняется достаточным денежным эквивалентом пособия, которое покрывает основные расходы новоприбывших мигрантов и обеспечивает минимальным количеством необходимых для существования вещей.

Оказавшись в обостренной ситуации с миграционными потоками, Дания также прибегла к пересмотру внутреннего законодательства в отношении мигрантов, поскольку ещё до начала миграционного кризиса в Европе (2015 г.) миграционное законодательство Дании отличалось особой строгостью на ряду не только со странами Скандинавии, но и Европейским союзом в целом. Так в начале 2018 года правительство Дании во главе с представителем консервативно-либеральной партии Venstre Ларсом Локке Расмуссеном представило радикальный план по борьбе с иммигрантскими гетто[9]. План по ликвидации мигрантских анклавов и слово «гетто», которое авторы употребили в его названии, вызвали резкое неодобрение и в Дании, и в ЕС. Несмотря на последовавшие возражения и меньшинство в парламенте, датскому правительству удалось принять план, и 1 июля он вступил в силу. В таких 25 районах Дании будут приняты следующие законодательные нововведения:

  1. Удвоение уголовного наказания.

Правительство Дании теперь может своим решением определять зоны «гетто», а суды имеют право накладывать двойное наказание [10] на преступников, которые совершили определенные преступления в этих зонах. Речь идет о кражах, продаже наркотических веществ, о вандализме и том, что датский уголовный кодекс определяет как «угрожающее поведение» [11].

  1. Новые принципы распределения социального жилья.

Компании, которые занимаются строительством и эксплуатацией социального жилья, теперь имеют право отказывать в найме жильцам с криминальным прошлым, если преступления были ими совершены в последние пять лет. Также владельцам жилья облегчили возможность выселения жильцов, которые были обвинены в уголовных преступлениях [9].

  1. Уменьшение количества пособий.

Если человек получает от датского государства социальную помощь (kontanthjælp), получаемая сумма может быть уменьшена, если человек предпочтет и дальше жить в гетто, и будет отказываться от переселения в другой район. Муниципалитетам в свою очередь прямо запрещается селить в районы гетто тех, кто получает пособие по безработице. Муниципалитетам, которые будут помогать устраивать на работу жителей гетто, напротив, повысят выплаты [12].

Норвегия оказалась в условиях повышенной преступности в районах крупных городов. Административное деление королевства претерпело изменения, и де-факто территория всей Норвегии поделились на иммигрантские районы и районы коренного населения страны. Данные процессы вызвали серьезный общественный резонанс, и правительство призвало Бюро национальной статистики [13] к подготовке отчёта по составу преступников и анализу взаимосвязи между преступностью и страной происхождения преступника. Выводы опубликованного отчета ясны: иммигранты из некоторых стран, особенно палестинцы, иракцы и афганцы, гораздо чаще совершают преступления, чем остальная часть населения. Не норвежцы представлены в 65 из 80 категорий преступников. Также иммигранты из незападных стран в 8 раз чаще совершают насильственные преступления. Наконец, эта деталь должна беспокоить Францию: иммигранты второго поколения кажутся более склонными, чем их родители, бросать вызов закону таким образом [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что политика скандинавских государств столкнулась с двумя главными проблемами: безработица и преступность. На внутриполитическом уровне каждому государству удается стабилизировать ситуацию в отношении преступности, урегулировании безработицы, однако предпринятые шаги не привели к выходу из миграционного кризиса. Как следствие, государства были вынуждены пересмотреть миграционное законодательство в сторону его ужесточения и продолжать сохранять проблему миграционного кризиса на повестке дня на уровне парламентского сотрудничества в рамках Северного Совета.

 

Заключение

Таким образом, удалось определить специфику миграционных потоков в Швеции, Норвегии и Дании и как следствие растущих миграционных потоков, удалось выявить основные вызовы и проблемы, с которыми столкнулись Скандинавские страны в условиях миграционного кризиса. Правительство каждой страны предпринимало необходимые действия по ужесточению внутреннего законодательства в отношении мигрантов, сокращение социальных пособий для  стабилизации ситуации. К 2018 году стабилизировать ситуация полностью странам Северной Европы не удалось. Швеция, Норвегия, Дания были вынуждены перейти к пересмотру миграционного законодательства и, существенным образом, ужесточили его[15]. Странам важно сохранять консолидацию на международном уровне в рамках международного объединения парламентов скандинавских стран «Северный совет». Данные выводы ещё предстоит исследовать и подтвердить, однако важно понимать, что на конец 2019 — 2020 годы большинство прибывших мигрантов в 2015 году вернулись на Родину, миграционная ситуация в странах Северной Европы урегулирована.

 Список литературы и источников

  1. Паникар М.М., Васева О.А. Специфика миграционных процессов на севере Европы (на примере Королевства Дания) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-migratsionnyh-protsessov-na-severe-evropy-na-primere-korolevstva-daniya/viewer (дата обращения: 12.02.2021).
  2. Михеев Д.В. Миграционная политика стран Северной Европы и её изменения в условиях миграционного кризиса (2014 – 2016 гг.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politika-stran-severnoy-evropy-i-ee-izmenenie-v-usloviyah-migratsionnogo-krizisa-2014-2016-gg (дата обращения: 12.02.2021).
  3. Трофимова О.Е. Миграционные процессы в Евросоюзе: современные проблемы и вызовы // ИМЭМО РАН, 2019. С.80 — 84 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2019/2019-017.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
  4.  Количество мигрантов в Норвегии приближается к рекордному уровню // РИА Новости, 8 сентября 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20150908/1238157397.html (дата обращения: 20.04.2020).
  5. Jevgenija Zuravskaja Иммиграционная политика Норвегии и проблемы её реализации [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/Downloads/58e36f87fb3e42788d3e953076bc877c%20(4).pdf (дата обращения: 20.04.2020).
  6. А.М.Волков, Н.Е.Белухин Интеграция иммигрантов на рынке труда Дании // Сборник докладов МГИМО МИД России 15 февраля 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mirec.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/the-integration-of-immigrants-on-the-labour-market-of-denmark.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
  7. Официальный сайт Швеции на русском языке, вопросы интеграции 2013 – 2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.sweden.se/migration/#2013 (дата обращения: 15.02.2021).
  8. Петер Валльберг Швеция не готовилась к такому насилию // Svenska Dagbladet, 22.11.2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://inosmi.ru/social/20191122/246284707.html (дата обращения: 13.02.2021).
  9. В Дании с июля заработал жесткий план по борьбе с мигрантским гетто. Что сделали датчане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.currenttime.tv/a/29333285.html (дата обращения: 14.02.2021)
  10. Danish government wants double punishments for crimes in underprivileged areas [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.thelocal.dk/20180226/danish-government-wants-double-punishments-for-crimes-in-underprivileged-areas/ (дата обращения: 14.02.2021)
  11. Here’s what we know about Denmark’s ‘ghetto plan’ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.thelocal.dk/20180228/heres-what-we-know-about-denmarks-ghetto-plan/ (дата обращения: 14.02.2021)
  12. Международная миграция Дания – 2015 // Доклад для ОЭСР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uim.dk/publikationer/international-migration-denmark (дата обращения: 20.04.2020)
  13. Центральное статистическое бюро Норвегии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ssb.no/en (дата обращения: 20.04.2020)
  14. Норвегия ужесточит миграционное законодательство ради сохранения уровня жизни населения // РИА Новости, 5 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3177508 (дата обращения: 20.02.2021)
  15. Плевако Н. Проблема иммиграции националистические движения в Скандинавских странах // Аналитическая статья РСМД, 4 сентября 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/problema-immigratsii-i-natsionalisticheskie-dvizheniya-v-skandinavskikh-stranakh (дата обращения: 13.04.2020)

Комментарии

1

Айсылу:

Здравствуйте! Спасибо за Вашу работу! Было очень интересно и почитать, однако у меня возникли некоторые вопросы касательно данной темы.
Что, по вашему мнению, в современной геополитике и геоэкономике стран Северной Европы является функционалом процесса миграции?
Как бы оценили роль Бюро национальной статистики Норвегии в вопросе (кризисе) миграционных вопросов?
Какова детерминантность развития миграционных проблем стран Северной Европы в ближайшее время?
Заранее спасибо Вам за ответ.

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Норбоев Б.Н. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ПРАВЫХ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ 11 / 03 / 21

Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…

Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ» 11 / 03 / 21

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…

Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы 11 / 03 / 21

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…