Мануэль Алехандро Бернал Альварез Ситуация с беженцами центрально-американских стран как гуманитарный кризис и роль США в ее решении

05 / 10 / 19 Автор: Александр Александров

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок. Вопросы и комментарии можно оставлять на странице, где размещен доклад. При комментировании необходимо представляться.

 

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу миграционного кризиса беженцев, приехавших из стран так называемого «северного треугольника» (Сальвадор, Гондурас, Гватемала) и роли, которую США играет в разрешении возникших проблем. Особое внимание выделяется эскалации событий с октября 2018 года. В ходе работы рассмотрены причины возникновения указанного явления, его влияние на весь регион, геополитические вызовы и перспективы развития ситуации.

На основе анализа статических данных автором сделан вывод о том, что высказывания президента США Дональда Трампа об угрозах, которые представляют беженцы для американского общества, не соответствуют реальности.

Ключевые слова: миграционный кризис, страны северного треугольника, Центральная Америка , Дональд Трамп, США.

 

 Введение.

СМИ начали активно говорит о «караване мигрантов» с октября 2018 года: беженцы из стран северного треугольника отправились в США, убегая от бедности, преступности и репрессий в своих странах. Актуальность событий возросла, и немедленно президент США Дональд Трамп объявил о строгих мерах против государств, откуда они прибывают (Сальвадор, Гондурас, Гватемала) или тех, по которым караваны проходят (Мексика), в случае если последние не останавливают потоки беженцев. Новые военные контингенты по приказу президента были отправлены на пограничную зону, сами высказывания президента ужесточились, однако движение не остановилось, а наоборот, больше и больше людей присоединились к разным караванам, которые с того дня часто отправляются к южной границе США.

Комиссар статистического агентства Кевин Макалинан 5 марта заявил: «ноябрь этого финансового года был ознаменован тем фактом, что количество граждан другой страны превысило число мексиканских граждан, задержанных и встреченных ТПО (таможенная и Пограничная охрана США – СBR (U.S. Customs and Border Protection). Гватемальцы и гондурасцы пересекают границу в большем количестве, чем мексиканцы».[1] Это имеет огромное значения и говорит нам о новой динамике в миграционных циклах между странами Центральной Америки и США.

Кроме этого, данные другой статистики говорят нам о том, что огромный процент беженцев – это дети без отцов или ответственных лиц, или семьи с малолетними, даже новорожденными детьми на руках, пересекающие границы не в качестве нелегалов, избегающих встречи с полицией,  а в качестве ищущих убежища, которые просят предоставления им статуса беженца.[2]  Последнее вполне соответствует международным уставам, однако затрудняет ситуацию для органов миграционного контроля, поскольку их возможности по сбору данных и документов, а также судебная система, отвечающая за удовлетворение просьб о предоставлении убежища, по-видимому, исчерпаны.

Из-за этого многие мигранты, находящиеся в уязвимом положении, уже подверглись нечеловеческому и дискриминационному обращению со стороны органов пограничного контроля. Данный факт ранее осудил американский журналист Джон Карлос Фрей, в репортаже на канале «Democracy Now!» утверждая: «сейчас здесь не больше людей, чем мы привыкли видеть. Рекордные цифры мы видели в начале 2000 года, когда прибыли более 1,6 миллиона человек, а прямо сейчас около 600 000 человек пересекают границу. Поэтому тот факт, что мы переполнены, не имеет смысла, потому что количество находящихся в США мигрантов в этом году на миллион меньше, чем 20 лет назад».[3]

На сегодняшний день количество семей с несовершеннолетними детьми достигло исторического рекорда, и прежде чем будет возможно найти решение, похоже, ситуация усложнится из-за предстоящих санкций против Мексики, вызванных ее неэффективностью в сфере контроля за миграционным потоком и сокращением финансовой помощи странам Северного треугольника.

В статье мы поставили следующие задачи: (1) выявить предпосылки и причины эскалации событий; (2) выделить попытки решения этой проблемы и охарактеризовать вызовы для всего региона; (3) показать читателю, что факты и статистические данные не соответствуют высказываниям Д. Трампа и сделать вывод о возможном развитии ситуации в ближайшее время, учитывая последние выступления президента США.

В своей работе мы опирались на следующие методы исследования проблемы: политический и экономический анализ, историко-аналитический метод, анализ доступных источников. Вся информация была получена из научных публикацией, статей по данной теме в СМИ и открытых источников в сети Интернет.

 

Результаты исследования:

Без сомнения, основные причины находятся внутри стран Северного Треугольника, основными из которых являются: (1) бедность – в рамках Межправительственной конференции для принятия глобального договора о миграции экспертами комиссии по экономическим вопросам стран Латинской Америки и Карибского бассейна был подготовлен доклад о перспективе миграции в центральной Америке и Мексике, где говорится: «к 2015 году мы выявили три ситуации. С одной стороны, в Гондурасе и Гватемале нищета является одной из крупнейших в Латинской Америке и охватывает более двух третей населения… в Мексике и Сальвадоре,  41 процент населения живет в нищете».[4] Отсюда делается вывод, что такой высокий процент бедности значительно влияет на текущую ситуацию; (2) преступность – в докладе также упоминается, что в этих странах действуют криминальные группировки, и в ряде случаев репрессии самих государственных органов плохо влияют на жизнь мирного населения. Известно, что страны северного треугольника – одни из самых небезопасных в мире. Согласно показателям, к примеру, эти три страны находятся в топ-10 самых нестабильных государств в мире[5]; (3) неэффективность правительств – коррупция и слабая судебная система, которые оборачиваются высоким уровнем безнаказанности, приводят к тому, что очень низкий процент жителей доверяет собственному правительству.  Так, конкретные случаи, о которых стоит напомнить: это приход нынешнего президента Гондураса Хуана Орландо Эрнандеса к власти после спорных, не вполне достоверных выборов в 2017 году. Многие до сих пор считают его правительство незаконным[6]; (4) еще одна причина, которую хочется упомянуть – это плохая налоговая система, которая приводит к недостатку финансовых средств для выполнения важных задач государства. Хосе В. Фернандеза, который пишет для журнала Foreign Affairs, утверждает: «ставки сбора налогов, которые являются одними из самых низких в мире. Налоговые поступления Гондураса составляют всего 19 процентов ВВП, Сальвадора – 16 процентов, Гватемалы – ничтожные 10,3 процента. Каждая страна занимает место ниже среднего показателя по Латинской Америке и значительно отстает от стандарта ОЭСР (в 2017 году соотношение налогов США к ВВП было почти втрое больше, чем в Гватемале)».[7]

Нельзя не согласиться с тем, что эти явления сильно влияют на желание беженцев покинуть страну, однако, еще одна не менее важная причина, которая сильно повлияла на эскалацию событий – это работа СМИ, которые распространяли инициативу и привлекали внимание огромного количества бедных людей в этих странах, которое постепенно присоединилось к караванам. Наконец, к этому можно еще добавить факт, что сам Д. Трамп своими твитами привлекал внимание СМИ, создавая своеобразный замкнутый круг, последствия которого мы видим сейчас.[8]

После месяцев угроз и уменьшения финансовой помощи этим странам, стоит напомнить, что за свои первые два года президентства Дональд Трамп сократил финансирование из США в Центральную Америку, большая часть которого предназначалась для Северного треугольника, с почти 700 миллионов долларов до примерно 530 миллионов долларов. На предстоящий финансовый год он пытается сократить это число до 400 миллионов долларов, т.е. менее пяти процентов от того, что его правительство запросило на строительство пограничной стены с Мексикой.[9]

Теперь правительство США собирается принять более серьезные меры. Выступления президента США Дональда Трампа 30 мая 2019 года показывают, какой подход хотят имплементировать в Вашингтоне для решения кризиса. В выступлении говорится следующее: (1) Соединенные Штаты Америки были захвачены сотнями тысяч людей, которые прибыли через Мексику и незаконно въехали в страну; (2) что это чрезвычайная угроза национальной безопасности и экономике Соединенных Штатов. Мексика обвиняется в ее пассивности в урегулировании прохода караванов мигрантов через ее территорию; (3) говорится о том, что для урегулирования чрезвычайной ситуации на южной границе Д. Трамп вынужден прибегнуть к власти, предоставляемой ему Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях.[10]  Соответственно, начиная с 10 июня 2019 года, США введут пятипроцентный тариф на все товары, импортируемые из Мексики. Эти тарифы будут расти постепенно до 25 процентов, если Мексика не примет конкретные меры для урегулирования кризиса.

Кроме этого, 24 апреля он объявил, что собирается прекратить финансовую помощь странам Северного треугольника из-за неэффективности содержания беженцев на их территории, однако для этого ему нужно согласие Конгресса, которое до настоящего времени не получено. [11],

Этот подход, избранный президентом США, поднимает разные вопросы, потому что с прекращением финансовой помощи и закрытием южной границы проблема не решается, а только ухудшается, становясь причиной споров и внутри самих США. Известно, что на данный момент более 100 членов Конгресса выступают против сокращения помощи Центральной Америке.[12]

Достаточно всего лишь посмотреть статистику, которая регулярно публикуется на сайте ТПО (таможенная и Пограничная охрана США – СBR (U.S. Customs and Border Protection), чтобы понять, что высказывания Д. Трампа не соответствуют реальности. При сравнении официальной позиции по данному вопросу с официальной статистикой допустим вывод о том, что на самом деле есть кризис, но не угроза безопасности для американского общества.

Например, в первом абзаце официального заявления президента Д. Трампа от 30 мая: «Как всем известно, в Соединенные Штаты Америки вторглись сотни тысяч людей, которые прибыли через Мексику и незаконно проникли в нашу страну.  Этот постоянный приток нелегалов имеет глубокие последствия для всех аспектов нашей национальной жизни — переполненность школ, переполненность больниц, истощение системы социального обеспечения и бесчисленные преступления.  Члены банд, контрабандисты, торговцы людьми и торговцы наркотиками всех видов перетекают через южную границу и непосредственно в наши общины.  В результате этого беззакония ежегодно гибнут тысячи ни в чем не повинных людей.  Это должно закончиться сейчас!»[13]. Можно сравнить данное высказывание со статистикой ТПО, которая показывает что, на самом деле:

  • Впервые в истории 61 процент всех мигрантов, задержанных пограничным патрулем на границе США и Мексики – это дети и родители с детьми. До 2012 года эта доля никогда не превышала 10 процентов.
  • Число не имеющих документов мигрантов, задержанных на границе между США и Мексикой, находится на самом низком уровне с середины 1970-х годов.
  • Число одиноких взрослых, задержанных на границе, остается на уровне примерно 50-летнего минимума и ниже, чем за больший период 2016 года. Типичный мигрант – это уже не взрослый, путешествующий в одиночку.[14]

Как упоминалось раньше, не отрицается, что на данный момент есть кризис, но мы видим, что тип беженца не соответствует описанию Д. Трампа. Кроме этого, данные ТПО показывают, что героин, кокаин, фентанил и метамфетамин, изъятые на границе, в подавляющем большинстве случаев — от 80 до 90 процентов — изъяты в портах въезда (т.е. в легальных точках въезда), а не на сухопутных территориях между портами, где будут построены стены (другое, очень известное предложение Д. Трампа – постройка стены на южной границе).

Однако, стоит обратить внимание на то, что на январь 2019 года в иммиграционной судебной системе было более 850 000 дел, по сравнению с примерно 300 000 в 2012 году. На сентябрь 2018 года их слушали только 395 судей, это 2,165 дел на одного судью. Семьи, которые появляются прямо сейчас, освобождаются уведомлениями о явке в суд, после чего им назначаются даты на четыре года вперед. А пока они ждут в Соединенных Штатах.[15]

 

Выводы

На сегодняшний день кризис беженцев становится серьезной угрозой не только для самих беженцев, но и для стабильности и безопасности региона, является причиной напряженности на дипломатическом уровне между участвующими странами, и вследствие принятых США мер миллионы людей могут пострадать. Например, если санкции вступят в силу или если, как еще несколько дней назад сообщил Д. Трамп, «американские предприятия покинут Мексику, если она не остановит миграцию в США»[16], будут потеряны многие рабочие места, что будет сильнейшим ударом по экономике Мексики в случае его осуществления.

Отдельный пункт – это состояние уязвимости, в котором находятся сами беженцы: кроме очевидного риска попадания в руки криминальных группировок, коррупционеров, или представителей силовых структур надо еще добавить, что на границе США их ждут очень тяжелые условия. Даже если они попытаются подать легальную просьбу о получении статуса беженца, они будут задержаны, помещены в клетку, как собаки. Такой печальный вывод можно сделать исходя из того, что показывают СМИ. Как упоминается на сайте Отделения по латиноамериканским делам в Вашингтоне (The Washington Office on Latin America – WOLA): «Сейчас на границе настоящий кризис. Это гуманитарный кризис, а не угроза безопасности. Это то, чем правительство США вполне способно управлять. Но это все еще кризис. Это сказывается на семьях мигрантов, перегруженных работой пограничниках, переполненных судьях и гуманитарных работниках». [17]

 

Заключение

Подводя итоги, мы хотели бы выделить следующие существенные моменты: Во-первых, миграционные потоки не представляют собой ничего нового, и даже значительное число беженцев, которые находятся на границе США на данный момент, далеко от исторических рекордов 2000-х годов. Во-вторых, есть кризис, но гуманитарного характера, и он вполне управляем если принять такие меры, как увеличение квоты судей, чтобы уменьшить нагрузку на каждого судью и более оперативно принимать решения о статусе беженцев. В-третьих последние декларации Д. Трампа являются серьезной угрозой для беженцев еще находящихся в пути: если они не доедут до США, то вероятность того, что попадут в криминальные руки, значительно увеличивается.

Мы высказываем свое мнение о том, что кризис требует принятия решений и поддержки участвующих стран, в то время как подход, избранный Д. Трампом – самый неподходящий, и в случае его утверждения и последующей реализации высока вероятность того, что положение беженцев будет продолжать ухудшатся

 

 

Литература

  1. Isacson A. There is a Crisis at the U.S.-Mexico Border. But it’s Manageable [Электронный ресурс] // Washington Office on Latin America: [сайт]. [2019]. URL: https://www.wola.org/analysis/fix-us-mexico-border-humanitarian-crisis/ (дата обращения: 23.09.2019).
  2. Макалинан К, Customs and Border Protection Officials on Migration Trends [Электронный ресурс] // C-SPAN: [сайт] [2019] URL: https://www.c-span.org/video/?458504-1/border-security-officials-expect-family-unit-apprehensions-increase&start=223 (дата обращения: 18.09.2019).
  3. Why the Real Migration Crisis Is in Central America, Not at the Southern U.S. Border [Электронный ресурс] // DemocracyNow.org [сайт]. [2019]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gpQSxrOy1lA (дата обращения: 23.08.2019).
  4. Каналес А., Рохас М. Panorama de la migración internacional en México y Centroamérica. CEPAL, 2018. Стр. 12.
  5. Statistics and data. International Homicide Victims [Электронный ресурс] // United Nations Office on Drugs and Crime [сайт]. [2016]. URL: https://dataunodc.un.org/crime/intentional-homicide-victims (дата обращения: 04.09.2019).
  6. Redacción BBC Mundo. Quién es Juan Orlando Hernández, el primer presidente reelecto en Honduras desde el regreso de la democracia (y en las elecciones más controvertidas de la historia reciente) [Электронный ресурс] // bbc.com: [сайт]. [2017]. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-42116189 (дата обращения: 16.08.2019).
  7. Фернандес Х. More Aid Won’t Stop Central America’s Migrant Crisis [Электронный ресурс] // Foreign Affairs: [сайт]. [2019]. URL: www.foreignaffairs.com/articles/el-salvador/2019-04-30/more-aid-wont-stop-central-americas-migrant-crisis (дата обращения: 23.08.2019).
  8. Костюченко, Е Караван [Электронный ресурс] // Новая Газета [сайт]. [2018]. URL:https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/02/78777-karavan(обращения: 30.08.2019).
  9. Isacson A. There is a Crisis at the U.S.-Mexico Border. But it’s Manageable [Электронный ресурс] // Washington Office on Latin America: [сайт]. [2019]. URL: https://www.wola.org/analysis/fix-us-mexico-border-humanitarian-crisis/ (дата обращения: 23.09.2019).
  10. Statements & releases. Statement from the President Regarding Emergency Measures to Address the Border Crisis [Электронный ресурс] // whitehouse.gov [сайт]. [2019]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-president-regarding-emergency-measures-address-border-crisis/?utm_source=twitter&utm_medium=social&utm_campaign=wh (дата обращения: 22.09.2019).
  11. Роджерс К, Trump Directs State Dept. to End Aid to 3 Central American Countries [Электронный ресурс] // New York Times: [сайт]. [2004]. URL: https://www.nytimes.com/2019/03/29/us/politics/trump-mexico-illegal-immigration.html (дата обращения: 29.08.2019).
  12. Over 100 Members of Congress Oppose Cutting Aid to Central America [Электронный ресурс] // Washington Office on Latin America:  [сайт]. [2019]. URL:https://www.wola.org/2019/05/over-100-members-of-congress-oppose-cutting-aid-to-central-america/ (дата обращения: 23.09.2019).
  13. Statements & releases. Statement from the President Regarding Emergency Measures to Address the Border Crisis [Электронный ресурс] // whitehouse.gov [сайт]. [2019]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-president-regarding-emergency-measures-address-border-crisis/?utm_source=twitter&utm_medium=social&utm_campaign=wh (дата обращения: 22.09.2019).
  14. Southwest Border Migration FY 2019 [Электронный ресурс] // U.S. Custom and Border Protection: [сайт]. [2004]. URL: https://www.cbp.gov/newsroom/stats/sw-border-migration (дата обращения: 15.09.2019).
  15. Isacson A. New Migration Numbers at U.S.-Mexico Border Show a Growing Humanitarian Crisis [Электронный ресурс] // Washington Office on Latin America: [сайт]. [2019]. URL: https://www.wola.org/analysis/new-migration-numbers-us-mexico-border-show-growing-humanitarian-crisis/ (дата обращения: 23.09.2019).
  16. Новости. Трамп: американские предприятия покинут Мексику, если она не остановит миграцию в США [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. [2004]. URL: https://news.mail.ru/politics/37496218/?frommail=1 (дата обращения: 12.08.2019).
  17. Isacson A. There is a Crisis at the U.S.-Mexico Border. But it’s Manageable [Электронный ресурс] // Washington Office on Latin America: [сайт]. [2019]. URL: https://www.wola.org/analysis/fix-us-mexico-border-humanitarian-crisis/ (дата обращения: 23.09.2019).

Комментарии

2

Александр:

Здравствуйте Алехандро. Меня зовут Александр. Я обучаюсь в КФУ. Благодарю за статью. Вопрос следующий: как на ваш взгляд миграционный вопрос будет влиять на предстоящие выборы в США? Есть ли поддержка позиции действующего президента среди населения?

Мануэль Алехандро Бернал Альварез:

Здравствуйте, Александр. Спасибо за ваш вопрос!

Очевидно миграционный вопрос будет играть ключевую роль на выборы в США 2020. Если посмотреть на сайте CFR (Council on Foreign Relations) и их раздел «Election 2020» то миграционный вопрос стоит как одна из ключевых тем, рядом с другими вопросы как Россия, climate change, или торговля… т.е. тема очень влиятельная и по этому поводу ведется четко навлюдение высказывания кандидатов обей партей. Вы можете дальше исследовать самостоятельно по ссылке: https://foreignpolicy.com/2020-election/

Я хотел бы оперироваться на статистических данных, опросах и т.д. но информация оттуда получена противоположная, и это показывает поларизацию общество по данному вопросу. Никто не спорит с тем фактом, что те, кто поддерживают его политику по миграционному вопросу много, тут например говорится о 45% ( ссылка на опрос: https://morningconsult.com/2019/08/28/ahead-2020-democratic-voters-moving-left-immigration/ )

Однако, лично мне кажется, что каждый раз еще больше людей требует от правительства более гуманитарный подход к решению этого вопроса, и также об этом говорится в опросах: (доступ по ссылке: https://static1.squarespace.com/static/5b60b2381aef1dbe876cd08f/t/5d38b9c91a39bc0001416ecd/1563998672198/Hub+-+GSG+-+2020+Immigration+Survey+-+Analysis+FINAL.pdf ).

Надеюсь я положительно ответил на ваш вопрос.

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Хазипов И.И. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ И ФЕНОМЕН РОСТА ВЛИЯНИЯ ПРАВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 07 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….

Сидоров А.С. Демографические последствия конфликта в Южном Судане 07 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….

Мануэль Алехандро Бернал Альварез Ситуация с беженцами центрально-американских стран как гуманитарный кризис и роль США в ее решении 05 / 10 / 19

Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….