Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок. Вопросы и комментарии можно оставлять на странице где размещен доклад. При комментировании необходимо представляться.
Аннотация: По мнению многих геополитиков, современный мир столкнулся с новой угрозой «демографической бомбы», которая связана с повышением численности населения развивающихся стран при одновременном «вымирании» и «старении» блока высокоразвитых государств. Количество людей, населяющих территорию, их средний возраст и географическое распределение во многом определяют судьбы мировых держав. Благодаря глобализации, свободному движению мирового капитала, расширению международной торговли с одновременным ростом дохода развивающихся стран изменится экономическая и политическая картины не только Российской Федерации, но и всего мира, что будет иметь далеко идущие вперед геополитические последствия. Демографические процессы XXI века во многом ослабят геополитические позиции России: она потеряет место в списке самых населенных стран мира, произойдет изменение стереотипов восприятия как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того они приведут к изменению этнической структуры с тенденцией к уменьшению доли русских и увеличению числа мусульман, а также к серьезному усилению демографической нагрузки работающего населения.
Ключевые слова: Российская Федерация; народонаселение; старение; демографические процессы; миграция; «старение» населения; демографическая нагрузка.
Политические теории и военно-стратегические доктрины с давних пор оперируют ресурсами демографии. Еще до институтализации геополитики в самостоятельную дисциплину философы размышляли о значимости численности населения, его размещении и структуре при оценке внешнеполитического курса государств. Так, уже в концепциях Фридриха Ратцеля и Рудольфа Челлена давалось обоснование экспансионистской политики многонаселенных государств, вынужденных вступать в вооруженные конфликты с целью обеспечения «излишних» народных масс работой и хлебом [1, с.207-210]. Демографический фактор ровно также, как и географическое положение, финансово-экономический, ресурсный и военный потенциал являлся важнейшим элементом мощи государства.
Стоит отметить, что в конце XIX и начале XX века роль демографического фактора при формировании внешнеполитического курса страны была все же второстепенной. Численность и структура населения легко компенсировались различием в уровнях развития. Так, например, государства, чья численность нации в несколько раз уступала великим державам, могли иметь большую экономическую и военную мощь, а также политическое и культурное влияние, что давало возможность не только успешно реализовывать свои национальные интересы, но и становиться «у руля» мировой политики. Так, малочисленные Голландия, Португалия и Бельгия стали играть главную роль в формировании европейской политики, а под эгидой великобританского флага была создана крупнейшая за всю историю человечества колониальная империя. Фактор народонаселения приобретал свою значимость лишь в конфликтных ситуациях между государствами, тогда численность населения становилась решающей [2, c. 685].
Первая половина XX века является периодом, когда численность населения считалась как первопричина экспансионистских устремлений. Однако уже к концу XX века вектор развития сдвинулся в другую сторону и теперь многочисленность нации геополитики стали рассматривать как фундамент, влияющий на политическое лидерство и значимость государства на международной арене. В этой связи становится понятным устремление развивающихся держав повысить свой авторитет в мировом пространстве за счет повышения удельного веса населения.
Пол Демени отмечает, что XXI век запомнится геополитикам, с одной стороны, быстрым ростом численности населения развивающихся стран, с другой же поступательным сокращением и старением населения развитых государств. Благодаря глобализации, свободному движению мирового капитала, расширению международной торговли с одновременным ростом дохода развивающихся стран изменится экономическая и политическая картины мира, что будет иметь далеко идущие вперед геополитические последствия. [2, c. 686]. Появление новых геополитических трендов, в свою очередь, повлияет на современную структуру международных институтов.
Таким образом, по мнению многих геополитиков, современный мир столкнулся с новой угрозой «демографической бомбы», которая связана с повышением численности населения развивающихся стран при одновременном «вымирании» и «старении» блока высокоразвитых государств. Количество людей, населяющих территорию, их средний возраст и географическое распределение во многом будут определять судьбы мировых держав. Какое место будет занимать Российская Федерация в условиях установления нового миропорядка, и с какими политическими и геополитическими проблемами ей придется столкнуться в этой модернизированной ситуации? [3]
Для ответа на поставленные вопросы обратимся к анализу литературы по политической демографии. Все представленные далее результаты исследования получены путем статистического и социологического анализа изучаемых материалов. Используемые данные содержат информацию о текущих и перспективных тенденциях изменения демографической ситуации.
Как уже отмечалось ранее, на сегодняшний день демографические ресурсы как для Российской Федерации, так и для всего мира в целом, выступают в качестве одного из решающих факторов при оценке геостратегического потенциала государства и его положения на геополитической арене. По мнению экспертов, Российская Федерация в XXI веке столкнется с новыми геополитическими вызовами, одним из которых станет защита сырьевого сектора от притязаний других держав. Решение этой задачи будет осложнено такими явлениями, как углубление депопуляции и ожидаемое сокращение численности населения более чем на 30%. В связи с этим будет уместным употребить цитату немецкого историка Г. Вайтца, которая была высказана им в XIX веке: «Рост народонаселения не может являться абсолютной ценностью или главным признаком авторитета, но его уменьшение всегда говорит о болезни государства». [1, c.208]
Первым симптомом «болезни» Российской Федерации станет сокращение численности ее населения. В середине XX века РСФСР находилась на четвертом месте в списке мировых держав с постоянной численностью населения, в начале XXI века она спустилась на седьмую позицию, еще через восемь лет, то есть в 2010 году, Россия занимала уже восьмое место. Сейчас Российская Федерация находится на девятом месте, уступая свои позиции Китаю, Индии, США, Индонезии, Пакистану, Бразилии, Нигерии и Бангладешу. Такой стремительный демографический спад в конечном итоге приведет к тому, что к середине XXI века Российская Федерация уже не будет состоять в десятке самых населенных мировых держав. [4]
Уменьшение населения приводит к снижению трудовых ресурсов, что негативно сказывается на производительности труда и экономическом климате страны в целом. Для выхода из сложившейся ситуации правительство обоснованно прибегает к такому шагу, как усиление внешнего потока мигрантов.
Такой приток мигрантов вызван, в первую очередь, стремлением правительства Российской Федерации сделать расхождение между годовыми показателями численности населения менее заметным. Одним из следствий такой демографической политики может стать уменьшение численности славянского населения на фоне перманентного усиления миграционных потоков. В период с 1989 по 2002 годы произошло уменьшение доли славянского населения с 81.5 % до 79.8 %. В последующие 8 лет эта цифра опустилась до отметки 77.7 % [5]. Становится очевидным, что данная тенденция не потеряет своей актуальности. Все эти факторы могут привести к тому, что Россия, где преобладает русское население, станет государством, где русские будут составлять лишь относительное большинство. Эти доводы сделаны на основе гипотезы американского политического демографа Джеффри Саймона, который полагает, что к 2050 г статус абсолютного большинства перейдет к совершенно другой нации, в его представлениях к мусульманам [6, c.40-54]. Таким образом, и в том, и в ином случае, изменится этноконфессиональная структура Российской Федерации.
Данные фонда ООН по вопросам народонаселения показывают, что экономически активное население Российской Федерации уже сейчас состоит из 10% мигрировавших к нам граждан. Согласно запланированным темпам роста уже к 2030-м годам эта цифра вырастет в два раза [7, c.61]. При последующем сохранении данной тенденции не исключается усиление изоляции мигрантов от принимающего социума, что в дальнейшем может привести к таким явлениям, как социальная исключенность и пространственная сегрегация. Итогом этого могут стать этнические анклавы: если мигранты не адаптируются в российском обществе, они обратятся к собственной политической идентификации.
Усиление дополнительного давления на трудовой рынок и социальную инфраструктуру легальными и нелегальными трудовыми мигрантами также провоцирует эскалацию социальной напряженности в обществе. Так как мигранты в большинстве своем нетребовательны к таким факторам, как оплата труда, экология, безопасность условий труда и режим работы, социально-трудовые отношения и нормы, принятые в российском сообществе, могут начать стремительно деградировать. К тому же мигранты, приезжающие в страну для постоянного местожительства, переезжают вместе с семьями, что служит дополнительной нагрузкой для инфраструктур конкретных муниципалитетов и регионов.
Этот демографический процесс не только будет иметь социальные последствия, но затронет также сферы политики и экономики. Электоральные предпочтения мигрантов станут важным фактором российской политики уже в ближайшем будущем. Показательны в этом отношении примеры президентских выборов во Франции и США, где победы Ф. Оланда и Б. Обамы стали возможны во многом благодаря поддержке мигрантов из Северной Африки в первом случае и Латинской Америки во втором [8]. В экономической сфере создается дополнительная финансово-экономическая нагрузка: необлагаемые налогами миллиардные доходы высылаются из Российской Федерации на родину мигрантов. Одними только гражданами Таджикистана, по данным Всемирного банка, в 2011 г. На родину было отправлено 2,5 млрд долл., что составило 37% валового внутреннего продукта страны. [9]
Трудовая миграция, безусловно, имеет ряд преимуществ: восполняется естественная убыль населения, обеспечивается вертикальная мобильность внутренних трудовых ресурсов, однако в отечественной науке существует несколько подходов, по-разному оценивающих необходимость иммиграции. Так, некоторые политики и ученые придерживаются мнения о том, что у Российской Федерации есть все возможности для того, чтобы поддерживать развитие государства без притока мигрантов. Достичь этого можно двумя путями: усовершенствовать основные положения программы стимулирования рождаемости и обеспечить все условия для более активного участия в трудовой деятельности таких категорий населения, как женщины, старики и маломобильные граждане.
Другим важным вопросом является структура населения. По прогнозам экспертов, все ведущие геополитические центры, так или иначе, столкнутся в XXI веке с проблемой глобального старения. В большей степени данная проблема затронет Европейский союз, особенно его экономическое ядро – Германию, под угрозой также находятся Япония и Российская Федерация. Старение населения прямо пропорционально снижению влияния государств в экономической и военной сферах.
Послание Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2012 года четко отражает, насколько серьезна данная проблема и ее геополитические последствия: «На сегодняшний день развитые страны мира обладают сравнительно высокой долей молодого, активного и трудоспособного населения в возрасте от 20 до 40 лет. Однако уже в ближайшие десятилетия произойдет сокращение данной возрастной категории более чем на полтора раза. Если не предпринять никаких действий, с каждым годом эта цифра будет прогрессировать. Если сейчас оставить эти поколения без жизненной перспективы, то уже в скором времени вместо привычной для нас России мы увидим бедное, безнадежно постаревшее по возрасту и неспособное к сохранению национального суверенитета и территории государство» [10].
Старение населения государства может привести к тому, что пенсионная система и система здравоохранения столкнутся с серьезными проблемами, связанными с финансовым обеспечением. Так или иначе, повышение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) уже сейчас используется правительством в качестве главного аргумента за проведение пенсионной реформы. Однако утвержденный законопроект о повышении пенсионного возраста не способен в полной мере компенсировать отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране, вызванное сокращением трудоспособной части населения.
Одной из главных причин в пользу проведения реформы правительство РФ называет увеличение продолжительности жизни. Однако на сегодняшний день этот показатель лишь на 3 года отличается от данных, полученных в 1965 и 1987 годах – пик антиалкогольных кампаний. Старый пенсионный возраст в Российской Федерации составлял 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, однако и до такой отметки не доживали 9% женщин и 31% мужчин [11].
Таким образом, значительной части населения Российской Федерации при повышении пенсионного возраста даже не удастся дожить до пенсии, в связи с чем проведение данной реформы привело к серьезному социальному недовольству. Такая ситуация послужит лишь дополнительным оправданием для населения работать за «серую» зарплату вместо «белой», так как выплата пенсионных взносов потеряет свою значимость. Соответственно, проблема непополняемости Пенсионного фонда станет ключевой для экономики страны.
Попытка государства таким образом снизить демографическую нагрузку на трудоспособную часть населения способна стать причиной: падения платежеспособного спроса, рост теневого сектора экономики, торможения роста экономики и технологического прогресса вследствие демотивации большей части населения, а также подрыва доверия к государству.
Таким образом, изменение пенсионного законодательства как решение проблемы «старения» населения представляется недальновидной, сиюминутной реакцией, которая не только не приведет к каким-либо значимым результатам, но и станет причиной социальной напряженности. Положения пенсионной реформы не борются с главной причиной, которая ее порождает, а лишь усугубляют ситуацию. Такой путь решения проблемы поколенческого дисбаланса заводит социальную ситуацию государства в тупик, из которого в дальнейшем будет сложно выбраться.
Новая половозрастная структура населения и «старение» Российской Федерации окажет значительное влияние не только на трудовые, но и на военно-мобилизационные ресурсы. Одним из итогов данного процесса станет появление серьезного дефицита призывников, недостаточного для комплектации такой армии, которая в силах обеспечивать обороноспособность страны. Российская Федерация является влиятельным государством на международной арене, которое обладает суверенной внешней политиков и богатством природных ресурсов, а потому нуждается в силовых инструментах для обеспечения своих интересов. Однако существующей численности армии станет недостаточным для охраны протяженных границ и обеспечения стабильности внутри страны, что в дальнейшем может привести к утрате государственности и национального суверенитета.
Другим вариантом исхода событий может стать переход на чисто «профессиональную» военную службу, то есть увеличение военнослужащих на контрактной основе. При таком раскладе армия, по мнению автора, превратится, прежде всего, в дорогостоящую и фактически наемную силу. Также не следует забывать, что наличие призывной армии это, прежде всего, дополнительный социальный лифт, который позволяет незащищенным слоям населения с ограниченным доступом к качественному образованию освоить новые профессиональные компетенции для начала карьеры или получить дополнительные образовательные льготы при поступлении. Заменяя призывную службу контрактной, на что уже сейчас нацелено правительство Российской Федерации, молодые люди лишаются этого социального лифта [12].
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации, связанной с дефицитом призывных сил, является обращение к новому типу военных организаций – частным военным компаниям. Так, в Российской Федерации в связи с последними событиями огромную известность получила так называемая «группа Вагнера», которая активно задействована в военных операциях в Сирии [13]. Расширение использования таких наемных организаций, как в принципе и полный переход на службу по контракту, с этической точки зрения имеет ряд недостатков. Поскольку такие вооруженные силы укомплектованы, в первую очередь, из людей, заинтересованных в денежной выгоде, а не движимых душевным порывом защищать Родину. Опыт войны США в Ираке уже показал, что за деньги можно убивать, но за них нельзя умирать. Умирать можно за идею, которой наемный принцип комплектования не подразумевает.
Из недостатка этического плавно вытекают экономические последствия перехода на контрактную службу для решения демографической проблемы «старения и вымирания» населения. Так, для выплаты жалования контрактникам правительству Российской Федерации придется увеличить расходы на национальную оборону, которые уже сейчас занимают второе место, лишь на немного отличаясь от расходов на решение общегосударственных вопросов [14]. Чрезмерность военных расходов приведет к милитаризации экономики, что будет иметь негативные макроэкономические последствия для государства.
Таким образом, демографические процессы в XXI веке ослабят геополитические позиции России: она потеряет место в списке самых населенных стран мира, произойдет изменение стереотипов восприятия как внутри страны, так и за ее пределами. Демографические процессы приведут к изменению этнической структуры с тенденцией к уменьшению доли русских и увеличению числа мусульман, что отразится во внешне- и внутриполитических процессах. Старение населения приведет к серьезному усилению демографической нагрузки пожилыми и потребует пересмотра границ социальной ответственности государства, а в сфере обороны – сокращения расходов на военную сферу. Будет также ощущаться и дефицит военно-мобилизационных ресурсов. Значительную роль станут играть массовые инокультурные миграционные потоки. Они, с одной стороны, будут главным источником улучшения демографических характеристик страны и, соответственно, ослабления негативного влияния демографии на политические процессы, а с другой стороны – станут фактором внутриполитической нестабильности. Формирование национальной идентичности россиян также будет зависеть от состояния демографической сферы и специфики миграционных процессов.
Литература
Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….
Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….
Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных
Настоящее пользовательское соглашение является публичной офертой (то есть предложением заключить соглашение).
Нажимая кнопки «Записаться», «Купить» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.
Сакаев Василь Тимерьянович (ИНН 165038479865) стремится всеми доступными способами обеспечить безопасность пользования сайтом http://politdem.ru/ (далее — Сайт). Настоящим Соглашением Сайт информирует Пользователей Сайта о том, какие сведения о Пользователе могут быть доступны Сайту, а также о том, каким образом используется полученная Сайтом информация. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки (регистрации), пользователь:
подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
подтверждает и признает, что им внимательно и в полном объёме прочитано данное Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях онлайн-заявки (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
даёт согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.
Пользователь даёт свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своём интересе.
Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.
Настоящее согласие Пользователя признаётся исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; номерах телефонов; e-mail. Пользователь предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными:
сбор и накопление;
хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем;
уточнение (обновление, изменение);
использование;
уничтожение;
обезличивание;
передача по требованию суда, в том числе третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Сайт не осуществляет сбор информации, направленной на идентификацию (определение) конкретных физических лиц — Пользователей Сайта.
Вместе с тем, в процессе функционирования Сайта, а также в результате осуществления Пользователями действия по использованию Сайта, Сайту становится доступна определенная информация о Пользователях, перечень и цели использования которой приводятся ниже.
Сайт предоставляет Пользователям возможность подписаться на рассылку Сайта. Пользователь в любое время может прервать рассылку, воспользовавшись соответствующей ссылкой, содержащейся во всех письмах, отправляемых Пользователю по подписке.
Сайт автоматически сохраняет информацию, посылаемую браузером пользователя при посещении им сайта. Эта информация включает запрос страницы, IP-адрес, тип и язык браузера, а также дату и время вызова страницы. Информация используется исключительно для анализа и поддержания качественной технической работы Сайта и автоматически удаляется через 30 дней.
При посещении Пользователем Сайта, Сайт отправляет один или несколько файлов cookie на компьютер пользователя или другое устройство.
Cookies — это небольшие текстовые файлы, которые, как правило, сохраняются на компьютере Пользователя до окончания сессии, т.е. до окончания работы в браузере, но в некоторых случаях и за его пределами. Файлы cookie используются:
для упрощения использования Сайта Пользователем;
для анализа в рекламных целях. На Сайте используются службы третьих лиц для отслеживания статистики посещаемости, получения информации о конверсиях по рекламным кампаниям и прочие.
С помощью этих сервисов и инструментов Сайт не собирает данные о конкретных Пользователях, а использует только общие статистические данные о посещаемости и эффективности Сайта и об эффективности рекламных кампаний.
Соглашение действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления Администрации Сайта с указанием данных, определенных ст.14 Закона «О персональных данных».
Мы не размещаем Ваши персональные данные в общедоступных источниках. Мы не принимаем решений, порождающих для Вас юридические последствия или иным образом затрагивающих Ваши права и законные интересы на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных.
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлён путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) politdem@mail.ru.
В случае возникновения дополнительных вопросов, Пользователь имеет возможность обратиться с соответствующим запросом к Администрации Сайта по e-mail: politdem@mail.ru.
Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента её размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Действующая редакция всегда находится на странице по адресу http://politdem.ru/#.
К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
Может ли быть решением проблемы депопуляции населения России облегченная процедура получения российского гражданства этническими русскими, проживающими за пределами России.
Добрый день, благодаря за Ваш вопрос.
Безусловно, упрощение процедуры получения российского гражданства является положительной тенденцией в борьбе с депопуляцией. Этим и обусловлено динамичное развитие законодательства о гражданстве РФ, которое мы можем наблюдать в последние несколько лет. В перспективе это послужит одной из причин возвращения на родину наших соотечественников из бывших советских республик, а также усиления потока иностранных граждан. Так, например, уже сейчас произошло снижение трудового стажа иностранцев для получения гражданства РФ с трех лет до одного года.
Я считаю, что предложенный Вами способ решения проблемы депопуляции это хороший выход из демографической ямы. Таким образом, Российская Федерация не только увеличит численность населения, но и откроет дополнительные каналы для привлечения «интеллектуальной собственности», что положительно скажется как на экономике, так и на развитие всего государства.