ВВЕДЕНИЕ
В мировой истории миграция населения закрепилась как постоянный и важный процесс, обеспечивающий мировой экономический рост, развитие государств и обществ и обогащающий множество культур и цивилизаций. Миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, последствия которого затрагивают различные стороны экономической, социально-политической и культурно-исторической жизни общества. Современная миграция непосредственно задает тенденции изменения мирового сообщества, трансформируя демографическую структуру стран и определяя состояние международных и региональных рынков труда. О. Д. Воробьёва в своих научных трудах определяет миграцию как: «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит – притягивающих или выталкивающих» [1,с. 19].
В современных условиях глобализации проблема международной миграции занимает одно из ключевых мест в повестке мировой политики. Государства и гражданские институты уделяют все большее внимание регулированию направления и динамики миграционных потоков населения и корректировке социально-экономической политики в сторону получения выгоды от миграции. Однако, трансграничное движение населения порой влечет за собой не только экономическую, социальную и культурную выгоду и возможности для принимающих государств, но и бросает определенные вызовы, которые влекут за собой негативные последствия. Таким образом, любое государство мира нуждается в эффективной сбалансированной миграционной политике, ориентированной на преумножение ресурсного потенциала страны, ее устойчивое и эффективное развитие, а также на повышение ее конкурентоспособности на международном уровне. Более того, миграционная политика государства должна способствовать реализации национальных интересов как внутри страны, так и за ее границами. Важным для государства видится и умение его правительства и лидеров в сохранении потенциала конструктивности социальных отношений с мигрантами и минимизации рисков эскалации национальной и политической напряженности и вражды на территории государства [2, с. 127].
В настоящее время можно говорить о существовании двух совершенно противоположных точек зрения, которые заостряют внимание общественности на трудностях и проблемах, связанных с переселением и социальной и культурной адаптацией иностранных граждан к новым условиям жизни. С одной стороны, правительства большинства стран мира говорят о необходимости создания мультикультурного и толерантного общества, открытого для мигрантов. Более того, принимающие страны прогнозируют возможную ассимиляцию переселенцев. С другой стороны, некоторые государства настроены к потокам мигрантов категорически и всячески критикуют политику лояльных к иностранцам государств, направленную на привлечение все больших потоков мигрантов.
За последнее десятилетие и в прогнозируемом будущем миграция для Российской Федерации видится как ценный ресурс и одно из условий экономического и стратегического развития государства. Президент Российской Федерации – В. В. Путин – не раз отмечал недостаточный уровень существующей миграционной политики государства и указывал на важность разработки и реализации по-настоящему эффективной и сбалансированной политики, отвечающей современным реалиям и понимаемой прежде всего как «обеспечение постоянной и временной (трудовой) миграции в Российскую Федерацию». Российская Федерация была и остается страной, привлекательной для целевых потоков иностранных граждан, о чем свидетельствует занимаемое ей 4-е место по приему иммигрантов, уступая по этому показателю только США, Канаде и Австралии.
В то же время, процесс миграции и, как следствие, увеличение числа переселенцев оценивается населением России исключительно в негативном ключе. Речь здесь идет вовсе не о ксенофобии, а о нелегальной или нерегулируемой миграции и ее последствиях для российского общества. Связано это с тем, что иностранные граждане (преимущественно из стран СНГ) в поисках дешевых способов перемещения и проживания на территории Российской Федерации не регистрируются в органах ФМС, уклоняются от уплаты налогов и не торопятся получить гражданство, порождая социальную напряженность и неприятие со стороны местного населения. Нелегальные мигранты нередко становятся исполнителями различных преступлений, дестабилизируя ситуацию в субъектах Российской Федерации, повышая уровень преступности.
Неуправляемая миграция иностранных граждан влечет за собой остронегативные социально-экономические, культурно-исторические и политические последствия для отдельных категорий граждан, всего общества и правительства в любой точке миграционного спектра. Более того, незаконные мигранты лишают себя любых гарантий (социальных, медицинских, трудовых и т.п.) со стороны государства-реципиента. Во избежание подобных ситуаций особенно важно сделать выбор в пользу легальной иммиграции.
Подводя итоги, следует сказать, что процесс глобализации внес определенные изменения в жизнь мировых правительств и общества. Наряду с растущей интеграцией, взаимодействием и взаимозависимостью государств, медиатизацией общества, стремительным перемещением информации, капиталов, товаров и услуг, глобализация породила также ряд вызовов и угроз, которые можно минимизировать и устранить только общими силами всех участников мирового сообщества. Одним из таких вызовов является интенсификация динамики и масштабов международной миграции населения. Все дело в том, что воздействие глобализации в различных регионах мира было неравномерным, ввиду чего сейчас можно наблюдать растущие диспропорции в темпах развития уровня жизни и безопасности людей. В настоящее время проблема контроля и корректировки миграционных потоков активно обсуждается и в Российской Федерации. Перед государством стоит задача разработки и имплементации эффективной и сбалансированной миграционной политики, которая будет способствовать минимизации рисков и негативных последствий от трансграничного передвижения граждан, с одной стороны, и преумножению ресурсного потенциала страны, повышению ее конкурентоспособности на международном уровне и реализации национальных интересов с другой. Сказанное выше обосновывает актуальность проведенного научного исследования.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве методологической основы исследования выступает междисциплинарный подход, согласно которому в работе использовались теоретические работы классической и современной политологии, а также исследования в области других наук, включая историю, экономику, демографию, социологию и статистику. В работе также использовались общенаучные (диалектический и системный методы, наблюдение, научный анализ и синтез) и частные (сравнительно-правовой) методы исследования. Системный подход использовался для изучения особенностей влияния миграционных процессов на социально-экономическую, политическую и культурно-историческую стороны жизни общества и, как следствие, на принятие политических решений и реализацию политического управления на международном и на региональном уровнях (на примере Российской Федерации).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Современные миграционные процессы побуждают мировые правительства своевременно корректировать проводимую ими миграционную политику. В Российской Федерации ежегодно наблюдается растущая динамика и интенсификация миграционных потоков, влекущие за собой трансформацию не только демографической, но и этноконфессиональной структуры населения. Все вышеперечисленное может явиться первоосновой для социально-политических рисков и угроз отложенного характера. Приток иностранного человеческого потенциала в Российскую Федерацию, особенно трудового – неотвратимая реальность. В ближайшей перспективе можно прогнозировать последующий рост переселенцев независимо от устанавливаемых ограничений, который обусловлен объективными предпосылками и социально-экономическими потребностями государства.
В ряде развивающихся стран денежные переводы, получаемые от мигрантов, являются ключевым источником доходов государственного бюджета, в сравнении с, например, прямыми иностранными инвестициями или внешней помощью. К таким странам можно отнести Грузию, Армению, Таджикистан, Узбекистан и Киргизию. Большая часть иностранных рабочих в странах-реципиентах выполняет работу, не требующую высокой квалификации и которую отказываются выполнять местные жители, называя ее «грязной». Однако, важность данной категории граждан для экономической стабильности государства нельзя умалять, ведь в ряде стран целые секторы экономики и многие сферы коммунальных услуг зависят от наличия трудовых мигрантов и начали бы медленно деградировать в случае исчезновения данной категории работников.
Ряд важнейших магистральных и технологически сложных объектов в Российской Федерации создается и эксплуатируется по проектам ведущих инженеров из Турции, Китая, Молдовы, Армении и т.п. В ведущих образовательных и медицинских учреждениях страны значительную часть профессорско-преподавательского состава и медицинского персонала представляют недавние мигранты из стран СНГ и Балтии [3, с. 207]. По разным оценкам, мигранты в России обеспечивают 5–8% ВВП страны, а их денежные переводы не превышают 0,1% ВВП.
Неотъемлемой частью мировой экономики становится человеческая мобильность, поэтому ряд развитых стран и крупных международных компаний для повышения своей конкурентоспособности на глобальном уровне делают ставку на поиск персонала в отдалённых регионах мира (Африка, Южная Америка и т.п.). Большое количество иностранной рабочей силы можно встретить в «мировых городах» – передовых и динамично развивающихся анклавах, одним из которых является и столица России – Москва, эффектная модернизация которой явилось результатом вклада мигрантов. В последние годы и в других крупных и малых городах Российской Федерации – от Санкт-Петербурга до Анадыря – наблюдаются постоянные и временные миграционные процессы.
По прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе конкуренция мировых государств за человеческий потенциал и ресурсы будет только усиливаться. Дальнейшее развитие и процветание промышленно развитых стран во многом зависит от направления и интенсивности международных миграционных потоков. Так, несмотря на современный миграционный кризис в Европейском союзе, проблемы социальной адаптации и ассимиляции иностранных граждан и Шенгенские ограничения, Европейский союз продолжает обеспечивать прирост своего населения за счет мигрантов и потомков на 90 % [4, с. 36]. В ряде государств наблюдается низкая рождаемость, активное сокращение и старение населения и, как следствие, возникает проблема поддержания экономической производительности государства на достаточном для поддержания его конкурентоспособности в мире уровне, а также проблема имплементации и обеспечения продуктивности проводимой социальной политики. Решить данную проблему видится возможным только с помощью привлечения миграционных потоков и иностранных трудовых ресурсов.
Прогнозирование миграции – нелегкий процесс, потому как из-за нестабильной политической ситуации в мире все может измениться в момент. Примером может стать военный конфликт на территории Украины, в ходе которого по данным Министерства иностранных дел Российской Федерации в Россию въехало более 100 миллионов человек, имеющих статус беженцев. Тем не менее, за последние 15 лет миграционные процессы в Российской Федерации нашли отражение в позитивном развитии экономики и социальной сфере жизни, во многом явились решением демографического кризиса. Несмотря на ряд барьеров, среди которых и бюрократические препятствия, и законодательное ограничение миграционных процессов, и негативное, порой даже радикальное, отношение коренного населения государства, миллионы мигрантов находятся в Российской Федерации на постоянной или временной основе, принося пользу стране пребывания и странам выезда. Россия остается одной из самых привлекательных стран для потоков мигрантов, что является одним из факторов ее ведущей роли в регионе бывшего Советского Союза. Миграционные процессы связывают Российскую Федерацию со странами Южной Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ.
Однако, хорошее без плохого не бывает. Полученный позитивный вклад в развитие страны сопровождался также негативными последствиями и рисками для национальной безопасности Российской Федерации. В определённое время в нашем государстве имела место прогрессирующая неконтролируемая миграция, порождаемая неэффективной миграционной политикой. Для решения данной проблемы правительство государства прибегало к запретительным мерам и антимиграционной пропаганде, что, в свою очередь, привело к массовым нарушениям прав мигрантов, насилию и, как следствие, сокращению миграционных потоков. Еще одним негативным последствием для пребывающих иностранцев является эксплуатация их труда нелегальным и дискриминационным путем.
Сегодня миграция населения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений политической стратегии Российской Федерации. Проблемы правового регулирования процессов миграции тесно связаны с вопросами обеспечения законного въезда и пребывания на территорию России. Действующее миграционное законодательство Российской Федерации предусматривает меры поддержки мигрантов, в которые входит: создание комфортной и доступной инфраструктуры, содействующей интеграции и адаптации мигрантов; открытие центров информационной и правовой поддержки мигрантов; проведение курсов изучения языка, истории и культуры России. Существенным аспектом становится личная безопасность иностранных граждан, заключающаяся в документально оформленном правовом статусе, доступе к социальному обслуживанию, наличии легальных трудовых контрактов и страховых полисов, обретении достойных условий труда, быта и отдыха и семейных гарантиях.
На данный момент правовое регулирование в миграционной сфере Российской Федерации включает в себя федеральные законы с соответствующими подзаконными актами, среди которых: Федеральный закон № 4528–1–ФЗ «О беженцах», Федеральный закон 4530–1–ФЗ «О вынужденных переселенцах», Федеральный закон № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон № 109–ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и другие.
Однако, предпринимаемые меры поддержки и содействия мигрантам являются недостаточными. Действующие законодательство и система государственной миграционной службы, а также принятая программа мер по добровольному переселению соотечественников не смогут решить проблему эффективной миграционной политики. Проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. Таким образом, решение вышеобозначенной проблемы видится только в совместно прилагаемых усилиях государства, экспертного сообщества и общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии.
ВЫВОДЫ
В настоящее время существует два кардинально противоположных мнения в отношении современного трансграничного передвижения населения: один лагерь единомышленников поддерживает и содействует современной миграции, определяя ее как основной инструмент поддержания развития и стабильности мировых регионов, другой лагерь считает, что международная миграция носит деструктивный характер и заостряет внимание общественности на трудностях и проблемах, связанных с переселением и социальной и культурной адаптацией иностранных граждан к новым условиям жизни. В то же самое время нельзя отрицать тот факт, что современные миграционные процессы и тенденции являются частью политического процесса. Проблема регулирования интенсивности и направления иммиграционных процессов активно обсуждается на глобальном уровне, является объектом дискуссии на экспертных круглых столах и в ведущих политических и аналитических средствах массовой информации. Миграция населения предстает одной из насущных тем современности, рассматриваемой одновременно в негативном и позитивном ключе. Передвижение населения плотно вплетается в современные политические реалии, расширяясь и создавая новые вызовы и угрозы, такие как: национализм, ксенофобия, рост безработицы, беженцы, нарушение норм международного права, политическая культура и другие. Международная миграция оказывает существенное влияние на вопросы внутренней политики и политики безопасности, двусторонних отношений и регионального сотрудничества государств мира.
Сегодня проблема эффективного регулирования международной миграции остается открытой, потому как окончательно не разработаны и не имплементированы оптимальные инструменты для ее решения. Однако, в ряде государств, в том числе и в Российской Федерации, правительство старается найти решение этой проблемы путем принятия соответствующих законов и обеспечения достойной поддержки и помощи иностранным гражданам. Следует также отметить, что на фоне старения населения и снижения рождаемости вследствие половозрастных структурных сдвигов, миграция, возможно, станет единственным ответом на возникающие запросы экономики и политики региона. Впрочем, необходимо понимать, что нерегулируемая миграция сопровождается определенными рисками, заключающимися, прежде всего, в нарушении этнодемографического баланса территории [5, с. 99]. Посему дальнейшая разработка, совершенствование и реализация миграционной политики Российской Федерации должна тесно координировать с Концепцией миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, с созданием эффективных механизмов и инструментов социальной адаптации и интеграции мигрантов к новым жизненным условиям. Вышеуказанные меры позволят стабилизировать политическую и социально-экономическую сферы жизни общества и будут способствовать росту доверия к политическим институтам государства.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд принципов и подходов, которые необходимо применить правительству Российской Федерации в сфере миграционной политики с целью нивелирования потенциальных угроз и рисков. К таковым отнесем:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная миграция XXI века проявляется более интенсивно, ее темпы продолжают набирать обороты. Значительно увеличиваются масштабы географии международной миграции и ее влияние на политические и социальные процессы в мире. Трансграничное движение населения влечет за собой не только экономическую, социальную и культурную выгоду и возможности для принимающих государств, но и бросает определенные вызовы, которые влекут за собой негативные последствия, проявляющиеся в усилении движения ксенофобии и национализма, росте безработицы, деформации культурных и национальных границ, дискриминации мигрантов и т.п.
Сегодня проблема контроля и корректировки миграционных потоков активно обсуждается и в Российской Федерации. Перед государством стоит задача разработки и реализации эффективной и сбалансированной миграционной политики, которая будет способствовать минимизации рисков и негативных последствий от международной миграции, с одной стороны, и преумножению ресурсного потенциала страны, повышению ее конкурентоспособности на международном уровне и реализации национальных интересов с другой. В условиях демографического кризиса важное место принадлежит миграционной политике, которая может определяться и осуществляться только на основе экспертной проработки и общественного диалога о роли миграции в жизни общества, статусе и правах мигрантов. Под эффективной миграционной политикой Российской Федерации понимается, прежде всего, обеспечение движения в Россию миграционных потоков (с проживанием и получением гражданства) соотечественников. Приоритетным направлением миграционной политики остается привлечение трудовых и высококвалифицированных мигрантов из стран Африки, Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ. Еще одним важным пунктом проводимой миграционной политики в Российской Федерации является решение проблемы незаконной и нерегулируемой миграции, а также законодательное обеспечение и предоставление гарантий иностранным гражданам. Проблемы правового регулирования процессов миграции тесно связаны с вопросами обеспечения законного въезда и пребывания на территории Российской Федерации. Действующее миграционное законодательство Российской Федерации предусматривает определенные меры поддержки мигрантов. Однако, предпринимаемые меры недостаточны и требуют доработки.
Подводя итог, следует отметить, что проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. В связи с этим, решение вышеобозначенной проблемы видится только в совместно прилагаемых усилиях государства, экспертного сообщества и общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии.
В результате проведенного исследования было сформулировано семь основных принципов и подходов, которые необходимо претворить в жизнь правительству Российской Федерации в сфере миграционной политики с целью минимизации потенциальных угроз и рисков и ликвидации негативных последствий современной международной миграции. Вышеуказанные принципы позволят стабилизировать политическую и социально-экономическую сферы жизни общества и будут способствовать росту доверия к политическим институтам государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…
Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…
Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных
Настоящее пользовательское соглашение является публичной офертой (то есть предложением заключить соглашение).
Нажимая кнопки «Записаться», «Купить» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.
Сакаев Василь Тимерьянович (ИНН 165038479865) стремится всеми доступными способами обеспечить безопасность пользования сайтом http://politdem.ru/ (далее — Сайт). Настоящим Соглашением Сайт информирует Пользователей Сайта о том, какие сведения о Пользователе могут быть доступны Сайту, а также о том, каким образом используется полученная Сайтом информация. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки (регистрации), пользователь:
подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
подтверждает и признает, что им внимательно и в полном объёме прочитано данное Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях онлайн-заявки (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
даёт согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.
Пользователь даёт свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своём интересе.
Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.
Настоящее согласие Пользователя признаётся исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; номерах телефонов; e-mail. Пользователь предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными:
сбор и накопление;
хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем;
уточнение (обновление, изменение);
использование;
уничтожение;
обезличивание;
передача по требованию суда, в том числе третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Сайт не осуществляет сбор информации, направленной на идентификацию (определение) конкретных физических лиц — Пользователей Сайта.
Вместе с тем, в процессе функционирования Сайта, а также в результате осуществления Пользователями действия по использованию Сайта, Сайту становится доступна определенная информация о Пользователях, перечень и цели использования которой приводятся ниже.
Сайт предоставляет Пользователям возможность подписаться на рассылку Сайта. Пользователь в любое время может прервать рассылку, воспользовавшись соответствующей ссылкой, содержащейся во всех письмах, отправляемых Пользователю по подписке.
Сайт автоматически сохраняет информацию, посылаемую браузером пользователя при посещении им сайта. Эта информация включает запрос страницы, IP-адрес, тип и язык браузера, а также дату и время вызова страницы. Информация используется исключительно для анализа и поддержания качественной технической работы Сайта и автоматически удаляется через 30 дней.
При посещении Пользователем Сайта, Сайт отправляет один или несколько файлов cookie на компьютер пользователя или другое устройство.
Cookies — это небольшие текстовые файлы, которые, как правило, сохраняются на компьютере Пользователя до окончания сессии, т.е. до окончания работы в браузере, но в некоторых случаях и за его пределами. Файлы cookie используются:
для упрощения использования Сайта Пользователем;
для анализа в рекламных целях. На Сайте используются службы третьих лиц для отслеживания статистики посещаемости, получения информации о конверсиях по рекламным кампаниям и прочие.
С помощью этих сервисов и инструментов Сайт не собирает данные о конкретных Пользователях, а использует только общие статистические данные о посещаемости и эффективности Сайта и об эффективности рекламных кампаний.
Соглашение действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления Администрации Сайта с указанием данных, определенных ст.14 Закона «О персональных данных».
Мы не размещаем Ваши персональные данные в общедоступных источниках. Мы не принимаем решений, порождающих для Вас юридические последствия или иным образом затрагивающих Ваши права и законные интересы на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных.
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлён путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) politdem@mail.ru.
В случае возникновения дополнительных вопросов, Пользователь имеет возможность обратиться с соответствующим запросом к Администрации Сайта по e-mail: politdem@mail.ru.
Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента её размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Действующая редакция всегда находится на странице по адресу http://politdem.ru/#.
К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
Спасибо за достаточно информативный доклад на действительно актуальную тему!
Возник ряд вопросов и уточнений:
1. В статье было не раз упомянуто о том, что в России необходимо модернизировать миграционную политику. Какие вы можете назвать ошибки в миграционной политике Российской Федерации, которые мешают эффективному регулированию потока мигрантов?
2. Если учитывать уровень толерантности в Российской Федерации и антимигрантский дискурс, который до сих пор не спадает среди россиян, то можно сказать, что процесс принятия мигрантского населения и возрастание к нему уровня доверия в стране остаётся в какой-то степени заторможенным. Какие меры помогли бы россиянам улучшить своё отношение к мигрантам? И какие усилия, в свою очередь, должны предпринять сами мигранты для улучшения собственной адаптации и для увеличения культурной терпимости россиян?