Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы

11 / 03 / 21 Автор: Александр Александров

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением как внешней, так и внутренней политики США. Миграционные потоки неоднородны и постоянно контролируются государством. США отличались от других стран своей национальной идеей, которая получила название «американская мечта». Эта идея предполагала предоставление гражданам свободы (трудовой, образовательной и прочих сферах), защиты личных прав и законных интересов, возможности достичь высоких результатов вне зависимости от происхождения и социального статуса. Именно это обстоятельство послужило одной из причин привлечения большого числа мигрантов из других стран.

В целом, понятие «американская мечта» включает целый комплекс сложных и неоднозначных представлений историко-философского, общественно-политического и социально-психологического характера, а также ряд моральных норм и идеалов, характерных для американского образа жизни, и прежде всего, «концепцию успеха», смысл которой в осуществлении частных индивидуальных интересов личности.

Методы. США были в XX веке и остаются сейчас лидером в сферах информационных и иных технологий, в области образования, здравоохранение и др. Кроме того, широкое распространение их массовой культуры через СМИ, кинематограф, музыку и прочие каналы, способствует прямому влиянию на другие государства. Американское правительство при реализации внешней политики «мягкой силы» активно использует различные международные институты (ООН, МВФ, НАТО и т. д.) и внутренние внешнеполитические ведомства, поощряет привлечение частных организаций.

Такое явление происходит из-за поиска лучших условий жизни, что лежит в основе действия различных и сложных структурных факторов, таких как экономическая и социальная асимметрия между странами, растущая экономическая взаимозависимость и интенсивные отношения и обмены между странами.  побуждает задуматься о неравномерном экономическом развитии стран мира.

Результаты и обсуждение. В конце XIX века наблюдалась тенденция ужесточения иммиграционного законодательства и создания барьеров с целью снижения притока нежелательных мигрантов в Соединенные Штаты Америки, а именно был принят Закон об о запрете въезда в страну китайских рабочих [1]. Затем был введен Закон, запрещавший иммиграцию лиц, ранее привлечённых к уголовной ответственности, больных инфекционными заболеваниями, и тех, кто не был в состоянии предоставить доказательства о наличии достаточных финансовых средств, для своего дальнейшего пребывания в США [2].

В начале XX века вступили в силу дальнейшие ограничения: иммигрировать в Штаты теперь было запрещено анархистам и больным эпилепсией.

В 1907 г. президент Теодор Рузвельт заключил «джентельменское соглашение» с правительством Японии [3]. Япония выдвинула предложение, согласно которому США не принимали бы антияпонские законы, но правительство самой империи не выдавало бы паспорта рабочим, желавшим эмигрировать в США. Паспорта выдавались только торговцам, студентам и туристам. Вашингтон пошел на это и вдобавок разрешил въезд в США близким родственникам уже живущих в Америке японцев.

В начале XX в. изменился этнический состав иммиграционных потоков, значительно увеличилось количество приезжих из Австро-Венгрии, Италии, России и Восточной Европы. В первое десятилетие XX в. в США прибыло три с половиной миллиона человек, из них 65,8% «новых иммигрантов» из Восточной Европы и Азии. Т. Рузвельт предложил создать комиссию по изучению иммиграции, в которую входили три сенатора, три члена Палаты представителей и три лица, назначенных президентом. Комиссия Дилингема проработав три года, в 1911 издала сорокадвухтомный отчет. Обработала данные о новых иммигрантах Комиссия сделала вывод, что иммигранты из Южной и Восточной Европы были менее грамотны и менее квалифицированны, чем их предшественники. Комиссия предложила сократить количественные масштабы иммиграции [4]. Рекомендации комиссии были положены в основу Закона об иммиграции 1917 г., который ознаменовал начало рестрикционистского периода в иммиграционной политике [5].

Примечательно, что один из законов, предложенный Г. К. Лоджем в области миграционной политики, предусматривавший введение критерия грамотности при рассмотрении кандидатур потенциальных иммигрантов, был на рассмотрении Палаты представителей и Конгресса пять раз, но каждый раз был ветирован президентом. Только к 1917 году удалось преодолеть президентское вето. В дальнейшем были введены ограничения, зафиксированные в Законе о квотах, установившие количественный порог мигрантов в год, с распределением по этнической группе. В 1922-1923 годах введение ограничений продолжилось, была запрещена иммиграция индийцев и японцев.

С конца XIX века и до середины XX основным транзитным пунктом по прибытии в Нью-Йорк для иммигрантов служил остров Эллис, в километре от Манхэттена, рядом с островом, на котором расположена статуя Свободы. На остров с целью прохождения медосмотра и оформления документов попадали в основном пассажиры третьего класса. Пассажирам первого и второго классов документы оформляли на борту, на котором они пребывали. Сегодня здесь работает Музей истории иммиграции

Иммигранты находились в транзитном пункте недолго, здесь их ожидали проверки на хромоту или наличие туберкулеза и сердечных заболеваний, на проблемы с психическим здоровьем. В среднем за сутки через остров проходили до 5 тыс. человек. На выходе из главного здания были расположены железнодорожные кассы и паромы, направляющиеся в Манхэттен. Нередко бывало, что прибывших задерживали из-за проблем со здоровьем или подозрений в неблагонадежности. Таких оказывалось до 20%.

Рекордным в истории острова Эллис стал 1907 год — тогда через него прошло больше миллиона человек. 17 апреля на остров прибыли рекордные 11 тыс. иммигрантов [6].

Одиноких женщин на острове задерживали, если их не встречали родственники или представители общества помощи иммигрантами. Некоторые заранее договаривались с молодыми людьми, ожидавшими их в США, и браки заключались прямо на острове.

Начиная с 20-х годов прошлого века в массовой культуре произошла подмена изначального смысла «американской мечты» новым современным, материалистическим взглядом. Под влиянием американского кинематографа, музыки, телевидения «американская мечта» стала наполняться новыми культурными компонентами, и можно проследить появление обновленного образа преуспевающего американца. Теперь «американская мечта» — это стремление быть успешным специалистом, хорошо зарабатывать, жить в частном доме, иметь машину, крепкую семью, а также возможность отдыхать и свободно тратить деньги. Из доктрины национальной идеи постепенно вытесняется духовная составляющая. Всеобщее поклонение доллару исказило восприятие американских ценностей, в числе которых всегда будут неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства и уважение к личной жизни.

Одни ученые утверждают, что термин «Американская мечта» введен историком Джеймсом Траслоу Адамсом в 1931 году, который в своем труде «Эпос Америки» [7] писал, что «это мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче для всех, предоставляя возможности каждому, соответствуя его способностям или достижениям». Автор уточняет, что неправильно считать, что «американская мечта» ограничивается исключительно материальным изобилием, она связана с идеями о таком социальном порядке, при котором каждый вне зависимости от пола, происхождения, социального положения или случайных обстоятельств способен достигнуть желаемого, получить признание и материальное благополучие. Однако не стоит забывать, что исторический трактат Адамса был написан в период Великой Депрессии, поэтому он хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и ее достижениях.

В целом, во время Великой Депрессии, все сферы общественной жизни в американском обществе стремились отвлечь внимания от внутренних проблем. Кинотеатры снижали цена на билеты в несколько раз, киностудии массово снимали комедии, они стали быстро известны всему миру. Особую популярность приобрело радио, становившееся все более развлекательным, а не информационным. Известен случай, когда радио постановку о нападении марсиан более миллиона жителей северо-востока США приняло за реальный новостной репортаж и ударилось в панику. По сообщениям газет [8], постановку слушали около 6 миллионов человек. Многие или не слышали начало программы с предупреждением о вымышленности событий.

В 30-е годы Великая депрессия разрушила судьбы огромного количества миллионеров, отобрав у людей дома и работу, заставив их жить в лагерях для бездомных. Поэтому в слова президента Герберта Гувера, что процветание вернется, люди верили с трудом. Только его преемнику Франклину Д. Рузвельту удалось создать ряд социальных программ в целях помощи бедным, вдохновить и убедить американцев в том, что они многое могут улучшить в своей жизни. В январе 1941 года при выступлении в Конгрессе Рузвельт сформулировал свое видение новой американской мечты, поддерживаемой правительством США. Она включала в себя полную занятость трудоспособного населения, помощь пожилым и инвалидам, более широкое использование плодов научно-технического прогресса для постоянного повышения уровня жизни американского народа.

С началом Второй мировой войны у США появилась причина для ограничения въезда иностранцев, принимать иммигрантов стало просто опасно, так как среди них могли оказаться шпионы и диверсанты. В первые годы Второй мировой войны служба иммиграции перешла из Министерства труда в Министерство юстиции. В 1940 г. был принят Закон о регистрации иностранцев, согласно которому преступниками объявлялись те, кто «сознательно или умышленно защищает, подстрекает, консультирует или рассказывает о необходимости, желательности или правильности свержения правительства США». По этому же Закону все совершеннолетние постоянно проживающие на территории США неграждане были обязаны зарегистрироваться в государственных органах, заполнив анкету с указанием места работы и политических взглядов. Спустя четыре месяца были зарегистрированы четыре с половиной миллиона иностранцев. Основной целью закона было ослабление американской коммунистической партии и организаций, которые, по мнению правительства, могли относиться к разряду опасных во время войны.

В 1940-х началось постепенное смягчение миграционный политики США. Первым шагом к этому стало принятие правительством в 1943 году Закона о привлечении брасеро: закон предписывал выделение финансовых средств штатам в целях привлечения трудовых ресурсов из Мексики. Из феномена, представляющего угрозу общественной безопасности, миграция преобразовывалась в один из ресурсов развития. Либерализация происходила повсеместно и касалась, например, китайцев, которых наделили правом ходатайствовать о получении американского гражданства, а также жен, и детей американских военнослужащих, которые теперь не подпадали под иммиграционные квоты.

Видение безграничного процветания снова начали искать после окончания Второй мировой войны. Благодаря экономике, укрепившейся из-за огромного количества военных расходов, победоносные США оказались самой богатой и самой мощной страной на планете. В 1950 году американцы, которые составляли лишь 6% населения земного шара, производили и потребляли одну треть своих товаров и услуг. Фабрики интенсивно выпускали продукцию для удовлетворения потребностей растущего населения, заработная плата росла, а богатые работники со своими большими семьями переезжали в просторные новые дома в пригородах.

После начала холодной войны вопрос иммиграции беженцев получил правовое оформление: были установлены квоты и утверждены условия получения беженцами разрешений на въезд. В 1952 году был принят Закон об иммиграции и национальности. В законе также фиксировались квоты для разных категорий иммигрантов, причем предпочтение отдавалась специалистам с высокой квалификацией и близким родственникам граждан США. За время Второй мировой войны и до 1952 г. около миллиона американских солдат заключили браки в пятидесяти странах мира. Закон Магнусона касался только жен из Китая, тем временем жены и маленькие дети проходивших службу в других странах ожидали квот. Тогда в 1945 г. был принят первый Закон о военных женах, согласно которому жены (мужья) и дети военнослужащих США могли въехать в страну вне квоты. В 1946 г. был принят Закон о военных невестах, по которому даже незамужние (неженатые) партнеры американских солдат могли въехать в США. Они обязаны были совершить бракосочетание в течение трех месяцев, но если этого не происходило, то невесту (жениха) высылали обратно на родину

Согласно Закону Маккарена-Уолтера, 50 % квоты, установленной для каждой страны, отдавалось высококвалифицированным специалистам, а ещё 30 % — ближайшим родственникам американских граждан (родителям, супругам и детям. Этот Закон установил критерии получения американского гражданства, многие из которых действуют до настоящего времени:

1) возраст — не менее 18 лет;

2) постоянное место жительства, приобретенное не ранее чем за 5 лет до обращения за гражданством;

3) законное постоянное пребывание в штате, где подано заявление не менее 3 месяцев;

4) высокие моральные качества;

5) «преданность Конституции США, лояльное отношение к существующему строю и желание процветания США»;

6) владение английским языком;

7) знание истории США, понимание принципов государственного устройства страны[9].

Закон Маккарена-Уолтера запретил иммиграцию всех членов коммунистических партий, и всех лиц, кто мог бы пропагандировать социалистические доктрины.

В 60-е годы довольно остро встал вопрос дискриминации афроамериканцев, которым долгое время отказывали в правах и возможностях, они резко начали требовать справедливости. К примеру, лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг говорит о том, что «американская мечта» означает гарантированность для каждого гражданина страны равенства, свободы и права быть услышанным. Он же в своей речи под названием «Американская мечта» [10] в 1964 году указал на то, что эта мечта не может быть осуществима до тех пор, пока в США существует расовая дискриминация, нищета и насилие. Вместо того, чтобы накапливать больше материальных средств, усилия американцев должны быть направлены на равенство людей, предоставление равных прав меньшинствам.

В 1963 г. демократы – член Палаты представителей от штата НьюЙорк Эммануил Селлер и сенатор от штата Мичиган Филипп Харт совместно с администрацией Белого дома разработали проект Закона «О внесении изменений в Закон Об иммиграции и национальности». Максимальное количество иммиграционных виз было определено в 170 тысяч для Восточного полушария и 120 тысяч для Западного полушария в год, но сюда не попадали родственники постоянно проживающих в США лиц, поэтому реальное число иммигрантов было гораздо больше. Закон устанавливал семь категорий для получения преференциальных иммиграционных виз:

  1. дети граждан США, не состоящие в браке (20 % квоты)
  2. супруги и холостые дети граждан, получивших разрешение на постоянное пребывание в США (20 % квоты плюс визы, не использованные первой категорией)
  3. высококвалифицированные специалисты (10 % квоты плюс визы, не использованные первой и второй категориями)
  4. дети граждан США, состоящие в браке (10 % квоты плюс визы, не использованные первыми тремя категориями)
  5. близкие родственники (братья и сестры) граждан США (24 % квоты плюс неиспользованные визы предыдущих категорий)
  6. квалифицированные рабочие для отраслей, испытывающих нехватку рабочей силы (10 % квоты и все оставшиеся свободные визы)
  7. беженцы (6 % квоты) [11]

Поток иммигрантов увеличился с двух с половиной миллионов в 1950-х гг. до четырех с половиной миллионов в 1970-х гг., при этом иммиграция из Европы снизилась с полутора миллионов до восьмисот тысяч. Иммиграция из стран Азии возросла со ста тридцати тысяч до полутора миллионов, иммиграция из Латинской Америки – с девятисот тысяч до двух миллионов.

В 1970-х годах, когда экономика США перестала развиваться, уровень инфляции поднялся, а страну разрывали на части расовые беспорядки и разногласия, многие стали призывать к пересмотру амбиций американцев. В 1974 году французский историк И. Карландер опубликовала книгу под названием «Les Americaines», в которой она смело заявила, что американская мечта — мертва. К концу десятилетия американцы погрязли в длинных очередях за бензином, боясь не справиться с ипотечными кредитами на загородные дома своей мечты. Этот страх и разочарование заставили «американскую мечту» вновь трансформироваться.

В 1980 году озабоченность американцев проблемой «мечты» помогла избрать в президенты США Рональда Рейгана, который обещал её восстановить. Рейган сам был воплощением американской мечты, поскольку он являлся выходецем из семьи простого фермера. Рейган заявил, что Америка по-прежнему является местом, где каждый может расти настолько высоко и далеко, насколько позволяют его способности. Формулой восстановления «американской мечты» Рейгана являлось сокращение налогов, которое как он утверждал, будет стимулировать экономический рост. Экономика в конечном счёте возродилась и рост благосостояния населения помог Рейгану легко выиграть повторно на выборах 1984 года.

В связи с завершением Холодной войны возникла необходимость создания нового иммиграционного законодательства. В 1990 году был принят новый Закон об иммиграции, который установил следующие категории лиц, имеющие право на получение иммиграционного статуса:

1) на основании родства;

2) на основании трудоустройства;

3) по программе «Визы для иммигрантов различных национальностей» — «грин-карта» для граждан стран, откуда с 1965 года прибывало наименьшее количество иммигрантов.

Вторая категория (трудовые мигранты) в свою очередь делилась на следующие группы:

1) приоритетные кадры (28,6 %) — ученые и профессора, а также лица, получившие всемирное признание;

2) высококвалифицированные кадры (28,6 %);

3) квалифицированные кадры (28,6 % но не более 10 тыс. человек), лица с дипломами бакалавра и ниже, но являющиеся профессионалами в своей области;

4) кадры, работавшие в религиозных организациях, а также занятые в американских предприятиях и в работе миссии США в Гонконге (не более 10 тыс. человек; категория упразднена в 2002 году);

5) лица, вложившие более 1 млн $ в предприятие или бизнес, дающий прибыль американской казне, и приведшие к трудоустройству как минимум десяти граждан США (не более 10 тыс. человек) [12].

Закон об иммиграции 1990 г. установил новую классификацию неиммиграционных виз, были добавлены четыре новые категории: лица с выдающимися способностями в искусстве, науке, образовании, бизнесе, спорте (категория O); спортсмены и деятели культуры мирового класса (P); участники программ международного обмена (Q) и работники некоммерческих религиозных организаций (R). [13]

В своей политике идеологического противоборства коммунизму и СССР, США удалось универсализировать Западный мир, удерживая его в орбите лояльности посредством единого культурно-ценностного пространства, в котором участники не только добровольно не покидали его, но и стремились получить в нем пожизненное членство. Необходимость подобного единства Европы с США не вызывала сомнений вплоть до конца Холодной войны. Как только СССР распался, практическая необходимость находиться под влиянием единой универсальной модели с точки зрения внешней угрозы отпала, однако США смогли трансформировать и усовершенствовать ее: им удалось сохранить собственное доминантное положение на мировой арене, и в сознаниях люде, посредством внушения европейским странам идеи о необходимости единого подхода практически ко всем вопросам политического и неполитического характера. В рамках концепции «мягкой силы» созданы условия для долгосрочного культурного, экономического, и военного влияния США.

Иными словами, США смогли не просто создать некий паритет между собственным военным и невоенным влиянием, но и институционализировать последнее, создать целостную систему культурно-массового воздействия, которую продолжает распространять по всему миру. Благодаря применению концепции «мягкой силы»: страна может достичь желаемого результата в международных отношениях не только силой военного принуждения, но и потому что другие страны, стремясь к такому же уровню ее развития, хотят брать с нее пример, подражать ей.

Многие причины усиливают эмиграционные настроения в обществе, стимулируя выезд граждан из своей страны. Среди них можно назвать: коррупция, политическая нестабильность, безработица, потеря культурных ценностей, низкий уровень социальной защиты, некачественное здравоохранение и образование, высокий уровень преступности и т. д. Больше всего люди хотят чувствовать себя в безопасности, видеть вокруг улыбающиеся лица и знать, что находятся под защитой закона. «Американская мечта» как инструмент «мягкой силы» вполне удовлетворяет запросы и интересы мигрантов. Поэтому ежегодно статистика фиксирует все больший отток населения из разных стран в США. Ставшие объектом американской «мягкой силы», новые граждане приносят колоссальную пользу Соединенным Штатам, обеспечивая их процветание и благополучие.

Выводы. Подводя итоги исследования можно резюмировать, что влияние «американской мечты» как инструмента «мягкой силы» США на миграционные процессы в мире весьма значительно. Американское правительство путем применения технологий «мягкой силы» привлекает на свою территорию наиболее перспективные и востребованные кадры: приоритетные работники и лица с исключительными способностями (профессоры, исследователи, руководители); специалисты с высшим образованием; квалифицированные работники; специальные иммигранты (бывшие госслужащие, переводчики, сотрудники международных организаций и пр.); инвесторы, ограничивая и перенаправляя нежелательные миграционные потоки. Все более важную роль в привлекательном образе страны для мигрантов, прибывающих в США на постоянное место жительства, привлекают национальные идеи американцев, их массовая культура и кинематограф, образ жизни, демократические ценности и многое другое.

отсутствует единый подход к определению термина «Американская мечта». Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она и слишком разнообразна, и слишком субъективна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие».

Отдельными авторами «Американская мечта» определяется как надежда, желание, план или идеал такого социального порядка, общественной структуры, социального окружения, где каждый отдельный человек должен быть в состоянии как личность свободно жить, думать и действовать. Данное понятие предполагает, что потенциал для того, чтобы стать богатым и успешным имеют все — от нищего, фермера, до иммигранта.

Заключение. «Американская мечта» представляет собой сложное, многоаспектное явление, которое характеризуется идеальным социальным порядком и общественной структурой, в которых каждый отдельный человек способен как личность независимо от его происхождения и статуса свободно действовать и достичь желаемого при помощи собственных способностей и желания. Данное понятие не потеряло актуальности в формировании американской идентичности и понимании американского образа жизни, «Американская мечта» как национальная идея эволюционирует и развивается, включая в себя новые смыслы, переоценивая прошлые значения и возвращая их в спектр представлений о культурных ценностях современного американского общества. Она остается неотъемлемой частью культурной памяти граждан США, видоизменяясь и подстраиваясь под требования современной жизни.

Влияние «американской мечты» как инструмента «мягкой силы» США на миграционные процессы в мире весьма значительно. Можно проследить, как за ходом истории XX века, менялось отношение правительства и общества Соединенных Штатов Америки по отношению к миграционной политике, и средствам ее реализации, поскольку иммиграционная политика неразрывно связана с внутренней и внешней политикой страны, а также с большинством острых вопросов, стоящих перед обществом. Законы обозначали направление иммиграционной политики и значительно меняли систему рассмотрения. Иммиграция – это один из важнейших столпов существования национального организма США, и американцы ведут войну за тот образ, каким хотят этот организм видеть и представлять. История иммиграционной политики показывает, что любой закон, каким бы совершенным он ни казался на данный момент, должен быть достаточно гибким для соответствия требованиям меняющегося времени.

Библиография

  1. Milestones 1866—1898. Chinese immigration and the Chinese Exclusion Acts, US Department of State, Office of the historian. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.state.gov/milestones/1866-1898/chinese-immigration — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  2. An act in amendment to the various acts relative to immigration and the importation of aliens under contract or agreement to perform labor. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.loc.gov/law/help/statutes-at-large/51st-congress/session-2/c51s2chpdf — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  3. Immigration Act of 1907. History Central. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.historycentral.com/documents/immigrationact.html — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  4. Graham O. L. Unguarded Gates: A history of America‘s immigration crisis. – Maryland: Rowman & Littlefield Publishers INC., 2006. p. 40
  5. Immigration Act of 1917. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://immigrationhistory.org/item/1917-barred-zone-act/ — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  6. «Ellis Island Timeline». The Statue of Liberty & Ellis Island Foundation. Режим доступа: https://www.statueofliberty.org/ellis-island/overview-history/#1900 — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  7. Adams, J. T, The Epic of America. — Boston, Massachusetts: Little, Brown, and Co., 1959. – Р. 56.
  8. Getting it Wrong: Ten of the Greatest Misreported Stories in American Journalism University of California Press, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=SodvJ4EuTggC — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  9. Milestones 1945-1952, US Department of State, office of the historian. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.state.gov/milestones/1945- 1952/ImmigrationAct — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  10. King Martin Luther, Jr. I have a dream. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.americanrhetoric.com/speeches/mlkihaveadream.htm — свободный. (дата обращения: 27.02.2021).
  11. Immigration and Nationality Act of 1965. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.house.gov/Historical-Highlights/1951-2000/Immigration-and-Nationality-Act-of-1965/ — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  12. The Immigration Act of 1990. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/101st-congress/senate-bill/358 / — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).
  13. Legislation from 1981 to 1996, U.S. Citizenship and Immigration Services. National Park Service [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nps.gov/elis/forteachers/upload/Legislation-1981-1996.pdf — свободный. (дата обращения: 28.02.2021).

Комментарии

2

София:

1. Мы можем проследить , что на некотором отрезке времени миграционная политика США была либо недоработанной либо очень слабой, имела большие колебания: от разрешения до запрета въезда мигрантам на территорию страны. Насколько можно быть уверенным, что миграционная политика, которая достаточно отличилась и закрепилась в 20В, снова не даст сбой, например, в настоящее время?

2. Из-за привлекательности «идеальной»жизни в США и предоставления огромного количества возможностей, происходит колоссальная утечка умов и талантов (существуют даже специальные визы, с возможным переездом через какое-то время в страну, для данной категории людей), нельзя ли считать, что термин «мягкая сила»здесь используется только как предлог, чтобы нарастить больший потенциал для дальнейшей агрессии (уже будучи с огромной научной и образовательной базой) ?

Оксана Прокопчук:

Добрый день! Благодарю Вас за вопросы, и с удовольствием отвечу на них!

1) Миграционная политика США действительно имела большие колебания. Дело в том, что она напрямую зависит от внутриполитического состояния в стране, подстраивается под него и дополняет. Пожалуй, прогнозировать миграционную политику можно лишь на недолгий период, в рамках президентского срока действующего главы государства, исходя из политической программы его партии и его собственных убеждений. Поэтому даже сейчас, в 21 веке миграционные потоки неравномерны и цикличны. Например, антимиграционные настроения стали визитной карточкой республиканцев, не только мексиканцы и мусульмане стали явными мишенями ограничивающих мер, то же самое касалось и азиатов, и европейцев.

В начале первого президентского срока Барака Обамы, по обобщенной оценке Всемирного банка, на территории Соединенных Штатов находились 42 813 млн мигрантов. и по этому показателю, страна занимала первое место в мире (при общей численности населения в 316 млн человек). При этом выходцев из одной только Мексики насчитывалось 11,6 млн человек, они составляли 28% от общей численности мигрантов. Численность нелегальных мигрантов в США, по состоянию на 2010 год, оценивалась в 11,2 млн человек. Следует отметить, что 44-й президент США, за все время своего президентства, стал лидером среди остальных глав американского государства по количеству людей, подвергнутых депортации из страны, несмотря на предложенные им реформы. По данным статистики Иммиграционной и таможенной полиции США, приведенным ABC News, в период с 2009 по 2015 годы из США были депортированы 2,5 млн человек.
В целом, по данным туристических компаний, сам интерес к поездке в Америку, в отпуск или с целью рабочего визита, падает. Поиск билетов в США в 2017 упал, например, в Британии на 13%, в Новой Зеландии на 35% и на 40% в Китае. 29% британцев отметили, что намного меньше хотят отправиться в отпуск в Америку.

Сейчас в условиях пандемии миграционная политика «дает сбой» повсеместно, и крайне тяжело представить, как события будут развиваться в дальнейшем. Рынок США очень зависим от трудовой миграции. Потенциал незаполненных рабочих мест и нехватки талантов может препятствовать экономическому росту. Иммигранты со своими языковыми навыками, знаниями в сфере IT, инженерии, биологии и химии, и др. различных сфер открывают новые возможности в области международного бизнеса и торговли

2) Я думаю, что «мягкая сила» используется уже давнго не как предлог, а именно как конкретный инструмент воздействия, который по своей значимости не уступает традиционным силовым методам. «Мягкая сила», наряду с правозащитными концепциями, может применяться в целях:
— оказание политического давления на суверенные государства, вмешательство в их внутренние дела, дестабилизации обстановки;
— манипулирование общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования различных проектов, скрывая истинные мотивы.

Концепция «мягкой силы» в международных отношениях зародилась еще в древние времена, а не в ХХ в., как считают некоторые исследователи. Опыт реализации культурного воздействия прослеживается практически во все исторические эпохи. Некоторые исследователи подчеркивают, что концепция «мягкой силы», предусматривающая побуждение к добровольным действиям, зачастую осуществляется совместно с военной, «жесткой силой».

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Норбоев Б.Н. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ПРАВЫХ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ 11 / 03 / 21

Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…

Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ» 11 / 03 / 21

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…

Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы 11 / 03 / 21

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…