Сидоров А.С., Юсупова А.Т. Миграционные и политические последствия передачи земель Померании, Бранденбурга, Силезии и Пруссии в состав ПНР

03 / 03 / 21 Автор: Александр Александров
  1. Введение

8 мая 1945 года с безоговорочной капитуляцией Германского рейха закончилась Вторая мировая война в Европе. Война, начатая Гитлером, унесла жизни более 65 миллионов человек и серьезно изменила облик Европы. Геноцид евреев оставил тёмный отпечаток на образе немецкого народа.

Современная история Европы была в значительной степени историей „этнополитически мотивированной“, разные государства инициировали миграционные процессы в связи с чем иногда 20-й век также называют веком изгнаний и принудительной миграции. [2, 3]

В регионах Европы, непосредственно пострадавших от Второй мировой войны и преступлений нацистского государства, конец войны в 1945 году не принес успокоения. Наоборот, месть и насилие обратились теперь против немцев и тех, кто с ними сотрудничал. Напряженность между народами также обострилась, вопрос меньшинств продолжали приходить в упадок. Английский историк Кит Лоу описал ситуацию в названии своей книги: „Жестокий континент“. [7] Европа, охваченная войной и насилием, не была избавлена от анархии и насильственных настроений среди населения даже после 1945 года. В частности, это касалось самой большой группы немцев из Восточной Европы, которым пришлось пережить „принудительное переселение“. [14] Бегство немецкого населения от Красной армии с территорий Восточной Центральной Европы, завоеванных вермахтом с 1939 года, а также исконных восточных немецких земель (напр. Восточная Пруссия, Силезия) в 1943-1945 годах и последовавшее за этим переселение большей части немцев, оставшихся там, стало печальной кульминацией продолжающегося до наших дней оттока немецкоязычных людей из Восточной Европы.

Этот отток немецкого населения с Востока — прямое следствие национал-социализма и его преступлений против человечности. Однако метод принудительной миграции в 1945-1950 годах имеет давние образцы для подражания, и причины также кроются в более старых проблемах многоэтнического сосуществования.

 

  1. Методы

Методологической основой послужили принципы историзма, системности и объективности. Использовались методы сравнительно-хронологического анализа, ивент-анализ.

 

  1. Результаты и обсуждение

Для восточной части Европы до двух мировых войн во многих регионах было характерно сожительство людей разных языковых групп и вероисповедания. Объединяли многонациональные государства и национальные государства с этническими меньшинствами такие черты, как монархическое правление, династия и связанная с ней идея империи. Первая мировая война и революции с целью свержения династий России, Германского рейха и Австро-Венгерской монархии положили этому конец. Национальные движения, возникшие в конце XIX века, смогли добиться создания национальных государств в Восточной Европе, такие как Прибалтика, Вторая Польская республика, Чехословацкая Республика, Венгерская Демократическая Республика, Королевство Югославия. Национальные меньшинства существовали во всех этих государствах в разных пропорциях.

Границы существующих государств сильно изменились. Германская империя потеряла в основном территории Польши (Мемельланд, Данциг, большую часть Западной Пруссии, провинцию Познань).

В период официального оформления этой измененной карты центральную роль играли попытки гомогенизации. Нация при этом рассматривалась как социальное образование, подходящее под общие объективные критерии, такие как язык, религия, история, территория. [13] Сожительство людей разного языка и вероисповедания было связано с национальной концепцией, созданной в XIX веке, уже тогда ставшей основой для немецкой „культурной нации“ (Иоганн Готлиб Фихте, Герхард Риттер). Многие многоэтнические государства теперь считали себя национальными государствами, что сопровождалось определёнными трудностями. Так, вынужденная миграция определённой части населения являются следствием неспособности или нежелания государств организовать корректное многоэтническое сосуществование. [11]

В связи с новыми границами, утверждёнными на Потсдамской конференции с 17 июля по 2 августа 1945 года, были разработаны планы переселения населения в соответствии с новыми границами. В последующей вынужденной миграции было задействовано около 12 миллионов немцев. [8]

Бегство немцев из восточных районов Германского рейха и с территорий, завоеванных во время Второй мировой войны, началось в 1943 году с отступлением вермахта с Восточного фронта и продвижением Красной армии.  Власти Рейха потерпели неудачу и предотвратили своевременную эвакуацию, которую нацистский гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох отказался организовывать. Период с января по май 1945 года отмечен массовой миграцией.

Только 31 января 1945 года более 3 миллионов человек мигрировали с востока на запад. Люди старались использовать любую возможность. В эти месяцы Кригсмарине (германские военно-морские силы в эпоху Третьего рейха) перевез около 1,2 миллиона человек из портов Восточной Пруссии в оккупированную Данию и Северную Германию. [16] В середине марта 1945 года вторая крупная волна беженцев хлынула из Силезии в сторону Судет. Несмотря на это, в Польше и на восточных территориях Германии оставалось еще несколько миллионов немцев.

С окончанием войны в мае 1945 года в Польше произошли первые принудительные высылки немцев. В большинстве случаев они проводились организованно солдатами, полицией и местными ополченцами. [12]

Принудительная миграция немецкого населения, проживающего на территории к востоку от Одера и Лозицера Нейсе фактически являлась следствием сдвига границ Польши на запад ещё до решения Потсдамской конференции. Территории к востоку от линии Одер-Нейсе были названы в Потсдаме польским министром иностранных дел Винцентием Ржимовским „колыбелью Польши“, что было связано с возникновением славянских герцогств Пиастов в высокое средневековье. [10]

Основными мотивами переселения немцев с территорий восточнее Одера и Нейсе были стремление к возмездию за преступления национал-социалистов и идея создания этнически однородного государства. В качестве оправдания приводились и принудительные переселения, проводимые немцами во время Второй мировой войны.

Новая польская государственная власть, поддерживаемая СССР, с февраля 1945 года утвердилась в районах, завоеванных Красной армией, и постепенно взяла на себя управление немецкими восточными районами. 24 мая 1945 года был издан указ об управлении „восстановленными территориями“ и начато выселение немецкого населения. [8] Многие немцы были зачислены на рабочие службы в лагеря для интернированных, такие как Ламсдорф в Силезии, которые были частично созданы в освобожденных концлагерях. [8]

При идентификации немцев был изменен „немецкий народный список“, составленный национал-социалистами в 1939 году, который служил для определения представителей немецкого населения в Польше. Упомянутые в данном списке III и IV групп могли оставаться в регионе с целью последующего ассимилирования.

В июне и июле 1945 года произошло переселение около полумиллиона немцев польскими войсками и ополченцами. [8] Но даже после Потсдамского соглашения, вопреки решениям о прекращении принудительного переселения немцев, происходили дальнейшие переселения. 50 процентов переселяемых немцев попали в советскую зону оккупации. [8]

Потсдамская конференция 2 августа 1945 года приняла решение о новых, первоначально названных временными границах в Восточной Европе. Британское и американское правительства были вполне согласны с западным переносом границы Польши к линии Одер-Нейссе. [9] Для немецкого населения в восточных провинциях Германии к востоку от этой линии и в других районах было принято решение о коллективном переселении на Запад: „Три правительства обсудили этот вопрос со всех точек зрения и признают, что перемещение немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию необходимо. Без сомнения, оно должно быть выполнено надлежащим и гуманным образом“. [9]

Данный вопрос, хоть и оставался спорным среди союзников, но все же считался вполне закономерным действием, „меньшим из зол“, с целью „раз и навсегда освободить Европу от конфликтов и кризисов, порожденных этническими меньшинствами“. [6] Уинстон Черчилль видел в этом не только возмездие, но и возможность мирного урегулирования ситуации на востоке Европы, причем Лозаннский договор считался для него образцом для подражания. Эта точка зрения была доминирующей среди держав-победительниц, учитывая миллионы жертв мировой войны. [6]

Американский историк Норман Наймарк анализировал ситуацию в странах Восточной Европы следующим образом: „Чехи и поляки прикрываются войной и переходом от войны к миру для изгнания немцев из своих стран и сведения старых счетов. Отношения с немецким меньшинством были проблематичными в обеих странах и между войнами. Националистические чувства и понятное стремление к мести не оставляли польское и чешское население, когда появилась возможность отплатить немецким угнетателям. Националистические чувства были усилены войной и оккупацией. Толчок к эскалации национализма дали национал-социалисты, поэтому в некотором смысле можно сказать, что немцы пожинали то, что сеяли“. [11]

План переселения уже существовал в 1945 году. Чехословацкое правительство в изгнании при Эдварде Бенеше, образовавшееся после оккупации страны в 1939 году, уже давно продвигало среди союзников свои планы по переселению немцев и уже в 1943 году получило одобрение Рузвельта и Черчилля. [10]

Но требование соглашением совершения переселения „надлежащим и гуманным образом“ столкнуло чехов с проблемой, которую метко описал Рэй М. Дуглас: „Если изгнания не выполняются быстро, они нецелесообразны, а если они выполняются быстро, они не гуманны“. [12]

Кроме того, Потсдамское соглашение содержит призыв к Чехословакии, Польше и Венгрии „прекратить дальнейшие высылки немецкого населения“. [4] Это, однако, отчасти усугубило положение немцев. Уже запущенные переселения, например, просто останавливались на границах. Появились многочисленные импровизированные лагеря для интернированных немцев, частично для этого использовались и бывшие концентрационные лагеря, такие как Освенцим и уже упомянутый Терезиенштадт. Для реализации постановления о высылке Союзного контрольного совета от 20 ноября 1945 года в качестве органа было создано «Руководство совместной репатриации» (Combined Repatriation Executive (CRX)). [12]

Данный орган отвечал за организацию перевозок и представлял собой небольшой штаб, к которому приезжали переселяемые немцы. Большую трудность в некоторых районах представляла идентификация немцев, поскольку в многоэтнических регионах, таких как Верхняя Силезия и Юго-Восточная Пруссия, идентификация детей разноязычных родителей была непонятна. Таким образом, часто были интернированы и переселены евреи, противники нацистского режима и немецкоязычные люди, но не являвшиеся немецкими гражданами (например, швейцарцы).

Переселение касалось всех поколений и полов, в том числе стариков и больных людей, женщин и детей. Поскольку многие молодые мужчины все еще находились в военном плену или пали на войне, а трудоспособные мужчины часто удерживались на предприятиях, перевозки в рамках переселения касались в первую очередь женщин и детей. [10]

Немцы, в целом почти не оказывали сопротивления, напротив, принимали их с „полной пассивностью“. [11] Параллельно с организованными переселениями происходило также более или менее „добровольное“ переселение с целью избежать изменившихся жизненных обстоятельств.

В Польше, в свою очередь, организованное пересешение началось после того, как Союзный контрольный совет 20 ноября 1945 года определил цифры и цели планомерного переселения немцев с востока. Оно было сильно ограничено во времени. В грузовых поездах и, в меньшей степени, морским путем, немцев, собранных ранее в лагерях для переселения, доставляли в британскую и советскую зоны оккупации. [9] В общей сложности с территории современной Польши бежало или было переселено около 3,5 миллиона немцев. Число немцев, оставшихся в Польше, составляло от 400 000 до миллиона человек. [8]

На территории, до этого в значительной степени занятые немцами, заселялись поляки. Но освоение „восстановленных территорий“ оказались довольно трудными, поэтому в ноябре 1945 года было создано „Министерство восстановленных территорий“. В частности, около 1,4 миллиона поляков из регионов, присоединенных к Советскому Союзу между Прибалтикой и Галицией, были переселены в Одерское пространство, которое считалось „диким западом Польши“. Отождествление с новой средой обитания было трудным для многих переселенцев. Опасаясь возвращения немецких предшественников, многие считали новые территории небезопасными. В результате была произведена форсированная колонизация региона, были уничтожены видимые свидетельства немецкого прошлого, изменены названия мест, демонтированы вывески магазинов, надписи, статуи, памятники и многое другое. Однако к концу 1948 года удалось достичь лишь немногим более 62 процентов от числа населения 1939 года. [10]

Павел Полян определяет депортацию как „вынужденную миграцию в границах государства или сферы власти, включая завоеванные и оккупированные территории“. [15]

 

  1. Выводы

В общей сложности около двенадцати миллионов перемещенных лиц и беженцев прибыли в четыре зоны оккупации Германии примерно к 1950 году. [10] [17] Страна, охваченная войной, не была готова к такому приросту населения. Прибывшим не хватало даже основного — они прежде всего нуждались в жилье и питании. Люди размещались в в лагерях, аварийных зданиях, эта ситуация затянулась до 50-х годов. При этом перемещенные лица и беженцы были отделены от местных жителей, что затрудняло быструю интеграцию. К тому же многие все еще надеялись на скорое возвращение на родину.

Бавария приняла около 2 миллионов „новых граждан“, как поначалу называли перемещенных лиц. Из-за географической близости и плана переселения союзников судетские немцы составляли самую большую группу — примерно 55 процентов. Следующей по величине группой были силезцы — примерно 25 процентов, затем Восточная Пруссия — примерно 5 процентов. Новые жители не могли взять с собой много вещей, но они смогли взять с собой нематериальный „беглый багаж“: обычаи и традиции, диалекты, отчасти иная конфессия, иная профессиональная структура и политическое образование. [17] Что несомненно могло привести к конфликтам с местным населением. Беженцы и перемещенные лица, таким образом, изменили свою новую родину – эти изменения по сей день можно увидеть в обществе.

 

  1. Заключение

Отток немцев из Восточной Европы не был прекращён с окончанием принудительного переселения, оно продолжается и по сей день. Даже после 1945 года немецкоязычные люди или граждане Германии оставались в странах зарождающегося „Восточного блока“. Они проживали на этих территориях как национальное меньшинство в течение десятилетий до политического рубежа 1989 года в очень разных государственно-правовых и экономических условиях. В основном они были лингвистически-культурно, а также экономически и политически дискриминированными, что варьировалось от страны к стране.

Даже после прекращения переселений жители бывших немецких поселений между Балтийским морем и Силезией прибыли в Федеративную Республику находились в качестве переселенцев. Члены немецкого меньшинства из Румынии, Венгрии и Советского Союза могли подавать заявки на въезд в Федеративную Республику Германия с 1960-х годов, если им был разрешен выезд на родину. Однако в большинстве случаев это было непросто, часто процесс переселения длился десятилетиями. Как следствие восточных договоров, в результате которых были облегчены воссоединения семей и вообще выезды, до 1987 года в Федеративную Республику прибыло около 1,5 миллиона немцев, в основном из Польши и Румынии.

В 1989 году произошел резкий рост числа переселенцев, только в 1990 году их было почти 400 000 человек, с тех пор цифры начали постепенно снижаться; резко сократились с 2006 года. В общей сложности на сегодняшний день в Федеративную Республику Германия прибыло около 4,5 миллиона переселенцев с немецкими корнями. Самой большой группой среди них были немцы из Советского Союза (около 2,36 миллиона), за ними следовали немцы из Польши (около 1,45 миллиона), из Румынии (около 431 000) и из других стран (ок. 273 000). [14]

В Федеративной Республике Германия сегодня живут миллионы людей, имеющих корни в Восточной Европе. Многие из них заинтересованы в том, чтобы отследить эти корни, и путешествуют в страны, где жили их предки. Этот факт служит благодатной почвой для разнообразных межгосударственных контактов и строительству мостов через канавы истории. Появляется множество новаторских трансграничных культурных проектов, которые помогают залечить травмы, нанесённые 20-м веком. Немецкие меньшинства в государствах Восточной Европы сейчас в значительной степени имеют возможность восстановить свою национальную и культурную идентичность.

 

Список источников и литературы

  • Dies ist der Ansatz von: Keith Lowe, Der wilde Kontinent. Europa in den Jahren der Anarchie 1943 – 1950, Stuttgart 2014.
  • Detlef Brandes/Holm Sundhaussen/Stefan Troebst (Hg.), Lexikon der Vertreibungen. Deportation, Zwangsaussiedlung und ethnische Säuberung im Europa des 20. Jahrhunderts, Wien/Köln/ Weimar 2010
  • Hans Lemberg, Das Jahrhundert der Vertreibungen, in: Dieter Bingen/Włodzimierz Borodziej/ Stefan Troebst (Hg.), Vertreibungen europäisch erinnern? Historische Erfahrungen – Vergangenheitspolitik – Zukunftskonzeptionen (Veröffentlichungen des Deutschen Polen-Instituts Darmstadt 18), Wiesbaden 2003
  • Historische Gedenkstätte des Potsdamer Abkommens Cecilienhof (Hg.)
  • Karin Pohl, Zwischen Integration und Isolation. Zur kulturellen Dimension der Vertriebenenpolitik  in Bayern (1945–1975), München 2009
  • Karl Schlögel, Verschiebebahnhof Europa. Joseph B. Schechtmans und Eugene M. Kulischers Pionierarbeiten, in: Zeithistorische Forschungen/Studies in Contemporary History, Online- Ausgabe, 2 (2005), URL: http://www.zeithistorische-forschungen.de/3-2005/id=4681
  • Keith Lowe, Der wilde Kontinent. Europa in den Jahren der Anarchie 1943 – 1950, Stuttgart 2014.
  • Mathias Beer, Flucht und Vertreibung der Deutschen. Voraussetzungen, Verlauf, Folgen,   München 2011;
  • Mitteilung über die Dreimächtekonferenz von Berlin [„Potsdamer Abkommen“] (02.08.1945), zitiert nach: Historische Gedenkstätte des Potsdamer Abkommens Cecilienhof (Hg.), Das Potsdamer Abkommen. Dokumentensammlung, Berlin 1984
  • Michael  Schwartz,  Ethnische  „Säuberungen“  in  der  Moderne.  Globale   Wechselwirkungen
  • Norman M. Naimark, Flammender Hass. Ethnische Säuberungen im 20. Jahrhundert, München 2004
  • Ray M. Douglas: Ordnungsgemäße Überführung. Die Vertreibung der Deutschen nach dem Zweiten Weltkrieg, München 2012
  • Rolf Peter Tanner, Politiken der ethnischen und kulturellen Homogenisierung und ihre Auswirkungen auf die Kulturlandschaft, in: Vera Denzer/ Anne Dietrich/Matthias Hardt/Haik Thomas Porada/ Winfried Schenk (Hg.), Homogenisierung und Diversifizierung von Kulturlandschaften (Siedlungsforschung – Archäologie – Geschichte– Geographie 29), Bonn 2011
  • Susanne Worbs/Eva Bund/Martin Kohls/Christian Babka von Gostomski, (Spät-)Aussiedler in Deutschland. Eine Analyse aktueller Daten und Forschungsergebnisse (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge 2013 Forschungsbericht 20), Berlin 2013
  • Pavel Poljan, Deportation, in: Lexikon der Vertreibungen,
  • dazu das Standardwerk von Andreas Kossert, Kalte Heimat. Die Vertriebenen nach 1945 in Deutschland, München 2008.
  • Matthias Stickler, Vertriebenenintegration in Österreich und Deutschland – ein Vergleich, in: Verschiedene europäische Wege im Vergleich. Österreich und die Bundesrepublik Deutschland 1945/49 bis zur Gegenwart. Festschrift für Rolf Steininger zum 65. Geburtstag. Hg. von Michael Gehler und Ingrid Böhler. Innsbruck 2007

Комментарии

3

Владислава:

Доброго времени суток. Не могли бы вы привести конкретные примеры влияния культуры переселенцев на традиционную культуру Германии?

Сидоров Александр:

Доброго времени суток. Спасибо за интересный вопрос.
Начать отвечать на него стоит с того, что немцы, как нация, не являются однородными. В Германии большое количество диалектов немецкого языка, в каждой федеральной земле есть свои культурные особенности. Так что в контексте вашего вопроса приходиться говорить не о культуре Германии в целом, так как она не однородна, а о культуре федеральных земель, которые приняли большую часть переселенцев на себя. Конкретным примером культурного влияния может послужить тот факт, что большую часть немцев из Силезии и Судет переселили в Баварию. Немцы Силезии и Судет говорят на восточносредненемецком диалекте немецкого языка, а баварцы говорят на южнонемецком диалекте. Несмотря на наличие литературного стандарта, в каждой федеральной земле активно используется местный диалект. Переселение в Баварию двух миллионов Судетских немцев со своим диалектом приводило к языковым конфликтам. Большая численность переселенцев не позволяло интегрировать новых членов общества в местное социокультурное пространства. И хоть указ от 5 ноября 1962 года по сути провозглашает интеграцию силезских и даёт им статус баварцев, на деле это не совсем так. Тенденция обособления судетских немцев от нового места проживания наблюдается по всем федеральным землям Германии, создаются землячества, например: Судето-немецкое землячество (создано на базе 4 объединений: Общины Землепашца, Общества Зелигера, Общество Йоханнеса Матезиуса). И возвращаясь к языковому аспекту, хотелось бы отметить взаимное влияние диалектов в Баварии, сейчас в южнонемеком диалекте можно услышать славянские заимствования Судетских немцев такие как: Plotsch, Puusch, Pieronstwo. Часть выходцев из восточных земель и их потомки плотно интегрировались в места переселения, часть продолжает заявлять о нерешённой проблеме и старается сохранить культурные и языковые особенности.

Владислава:

Доброго времени суток. По вашему мнению, было ли переселение немцов с их территории проживания необходимостью, как это объясняли власти, или больше способом «свести счёты»? И чего было больше от этих действий вреда или пользы для стран, которые этим занимались?

Добавить комментарий
Нажимая кнопку "Оставить комментарий" вы даете согласите на обработку ваших персональных данных
Другие доклады
Норбоев Б.Н. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ПРАВЫХ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ 11 / 03 / 21

Введение В 2015 году Европейский Союз столкнулся с серьезным внутренним кризисом, связанным с большим наплывом…

Иванова А.Г. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ И «СТАРОСЕЛАМИ» 11 / 03 / 21

Современный мир характеризуется поликультурностью. Нарастающей тенденцией в настоящее время является взаимовлияние этих культур в ходе…

Прокопчук О.С., Закиров А.В. Миграционная политика США в 20 в. как инструмент мягкой силы 11 / 03 / 21

Введение. Миграционная политика в Соединенных Штатах Америки имеет целый ряд особенностей и является прямым продолжением…