Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок. Вопросы и комментарии можно оставлять на странице где размещен доклад. При комментировании необходимо представляться.
Аннотация. Миграция является неотъемлемой частью современного мира, свидетельством его перехода к глобализации. Массовая миграция стала характерным явлением жизни общества второй половины XX века. Однако, в 2014 году мир потряс новый миграционный кризис, сильно ударивший по Европейскому союзу, куда устремились беженцы с Ближнего Востока. Последствия этого кризиса в полной мере не ясны до сих пор. Наряду с положительными сторонами, такими как рост рабочей силы, развитие общественных отношений, миграция несет в себе и ряд проблем. Ключевой является появление огромного числа беженцев в европейских странах, куда направлен основной поток миграции.
Важным представляется изучить политические и экономические процессы во Франции, так как она принадлежит к числу европейских стран, пострадавших от беженцев в 2014-2015 гг., и определить вектор французской миграционной политики. Кроме того, необходимо определить общественные настроения по отношению к мигрантам на примере префектуры Парижа Сен-Дени и дать прогноз развития политических и социальных процессов во Франции под влиянием фактора беженцев.
Ключевые слова: Европейский Союз, Франция, беженцы, миграционный кризис, общество, статистика.
Введение. Миграция не является новым понятием для Европейских держав, поскольку на протяжении длительного времени в Европу попадал неиссякаемый поток беженцев со всего мира. Однако, когда в 2014 году мир Европу захлестнула новая волна миграции, отличающаяся от предыдущих волн своей интенсивностью, вопрос о миграции и беженцах стал ключевым вопросом во всех странах Европы, в том числе и во Франции.
Проблема заключается в том, что одним из факторов, определяющих политическое, экономическое и социальное развитие государства является демография. В контексте Франции на демографию сильно оказывают влияние миграционные процессы и появление беженцев, происходящие в настоящее время в Европе. Для того чтобы объяснить и спрогнозировать последующее развитие Франции в экономической и политической сферах необходимо изучить и проанализировать влияние фактора беженцев на это государство.
Актуальность темы связана с тем, что именно сейчас влияние миграции на жизнь европейских держав ощущается особенно остро и сказывается на экономике, политической и социальной жизни как Европы в целом, так и Франции в отдельности.
Цель статьи – дать развернутый анализ влиянию фактора беженцев на развитие современной Франции.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
Географические рамки исследования охватывают территорию Франции, с фокусом внимания на префектуру Сен-Дени, так как в этом районе проживает больше мигрантов, чем в остальных районах Парижа. Кроме того, этот пригород известен своим уровнем преступности. Хронологические рамки определяются целями и задачами исследования. Они охватывают период с 2014 по 2019 гг.
Источниковую базу исследования составили статистические данные [1-6]. Основные проблемы миграционного кризиса и влияния фактора беженцев на жизнь Франции были рассмотрены в работах таких авторов, как И. С. Новоженовой, К. О. Тищенко, Т. Р. Суздалевой, Э. С. Акопяна и др [7-18].
Методы. Методологическую основу исследования составляют сравнительный метод, метод анализа и синтеза.
Результаты и обсуждение. Проблема мигрантов является актуальной проблемой для Евросоюза, который в настоящее время переживает миграционный кризис. По оценкам международной межправительственной организации по миграции в 2015 году к мигрантам относилось около 1 миллиарда людей, то есть 1/7 населения планеты [3]. Под наплыв беженцев в 2014-2018 гг. попал ряд европейских государств, в том числе и Франция. Прежде чем всесторонне рассмотреть эту проблему стоит выяснить сущность таких понятий как «беженец» и «мигрант», и определить, кого можно считать беженцами во Франции [6].
К мигрантам обычно относят людей, которые меняют страну с целью улучшения условий своей жизни, поиска новой работы. К беженцам, в свою очередь, относятся группы населения, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за угрозы их жизни и здоровью. Как и в других европейских странах во Франции статус беженца подразумевает под собой преследования, пытки, дискриминация человека на родине [5].
До недавнего времени Франция традиционно являлась страной, куда стекались волны иммигрантов, однако, события сегодняшнего дня представляются особенными, поскольку потоки мигрантов имеют другой характер, нежели 20 лет назад [8].
Если раньше это были представители из бывших французских колоний, приезжающие в страну на заработки, то теперь это люди, покинувшие дома вследствие военных действий и катастроф. в основном, это выходцы из стран Африки и Ближнего и Среднего Востока. Таким образом, за последние годы Франция оказалась наводнена беженцами [6].
Несмотря на то, что основной наплыв беженцев в Европе приходится на Германию, Франция также является страной, куда стекаются беженцы с ближнего Востока [14]. Рассматривая годы, в которые миграционные потоки имели максимальную силу (2014-2015 гг.), можно отметить, что в первом полугодии 2014 года Франция занимала второе место после Германии среди стран, принимающих беженцев в Европе, – на нее пришлось 10% от всей массы мигрантов [3]. А в первом полугодии 2015 года Франция разделила третье место с Италией: на их долю пришлось 6% — прошение подали чуть менее 80 тысяч человек. [3]. По национальному составу беженцы в 2014-2015 году представляли собой выходцев из Сирии, Афганистана, Ирака и Пакистана [4]. По данным Европейского агентства статистики, в 2012-2017 годах наибольшее количество беженцев во Франции прибыло с африканского континента, в частности из Нигерии, Эритреи, Сомали, Ливии и Южного Судана [1].
Таким образом, Франция, наряду с другими европейскими странами, ощутила на себе увеличение числа беженцев за 2014-2015 гг., что оказало влияние на миграционную политику Франции [1].
Миграционная политика Франции в отношении беженцев предусматривает размещение беженцев в центрах приемов беженцев, организованных французским управлением по защите беженцев, где мигрантам предоставляется бесплатное жилье и питание. На территории Франции на данный момент насчитывается около 300 таких центров (CADA) [2]. С момента предоставления прошения на получение статуса беженца, им предоставляется бесплатная медицинская помощь, передвижение на любом муниципальном транспорте. Кроме того, проживая в CADA беженцы получают социальное пособие – ATA [4].
Политика интеграции включает в себя возможность бесплатного изучения французского языка для беженцев, право на трудоустройство, бесплатное обучение в любом выбранном образовательном учреждении [5]. Тем не менее, жизнь беженцев во Франции складывается сложнее, нежели в Германии [15].
Как заявляет корреспондент канала France 3 Флоранс Тринтиньяк Франция занимает только 4-е место в «рейтинге популярности» беженцев [5]. Бюрократические проволочки и безработица заставляют беженцев стремиться в Германию и Швецию, где более гибкий рынок труда. Тем не менее, число мигрантов неуклонно растет, и, несмотря на предпринятые правительством Франции меры по размещению беженцев на территории страны, миграционных центров не хватает [12]. Так, в 2018 году глава французского управления по защите беженцев и лиц без гражданства Паскаль Брайс заявил, что во Франции нет мест для размещения беженцев, и гражданам Франции следует оказать поддержку мигрантам [9].
В 2018 году Франция оставалась первой среди европейских стран по числу помещений мигрантов с нерегулированным статусом в эти центры, где условия ухудшаются с каждым годом. Правозащитники отмечают, что такая практика становится обычным делом, и указывают на то, что эта ситуация приводит к ущемлению и ухудшению прав беженцев [6]. В докладе таких правозащитных организаций как Cimade, l’Ordre de Malte, France Terre d’Asile, Assfam-Groupe SOS, Forum Réfugiés-Cosi и Solidarité Mayotte говорится о том, что префектуры почти систематически прибегают к задержанию мигрантов, но при этом их дела изучают недостаточно серьезно, то есть имеет место быть предвзятое отношение к мигрантам [10].
В 2017 году центры временного содержания даже сравнивали с тюрьмами, в которых соседствуют люди, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, что приводит к росту социальной напряженности. В результате, частыми становятся такие явления, как поджоги, бунты, голодовки, самоубийства [14].
Сами мигранты, в свою очередь, также недовольны сложившейся ситуацией. Так, например, показательным является случай, когда мигранты оккупировали Пантеон, где похоронены выдающиеся люди Франции, и требовали предоставления им адекватного жилья и видов на жительство. По словам Давида Рои, представителя организации в защиту прав беженцев Cimade, положение мигрантов существенно ухудшилось с приходом к власти Э. Макрона [11].
Таким образом, несомненным является то, что наплыв беженцев оказывает влияние на все сферы жизни французского государства. Говоря о политической сфере, стоит отметить, что во Франции, как и в других странах, существуют как противники миграции, так и те, кто оказывает поддержку беженцам в миграционном вопросе.
В 2018 году Президент Франции Эммануэль Макрон представил свой долгожданный законопроект, который вводит строгие правила пересечения границы и затрудняет мигрантам возможность попасть во Францию [7]. Законопроект вызвал жаркие дискуссии внутри французского общества и политического истеблишмента. Часть высказалась за то, что необходимо не прерывать поток беженцев в самой Франции, а решать проблемы в тех странах, откуда идет основной наплыв беженцев [15]. Сторонники закона высказались, что только так можно взять контроль над миграцией и урегулировать миграционную проблему [16]. Если этот закон будет принят, то это создаст условия для изменений в европейской миграционной политике в целом. Франция может стать первой страной, которая развернула политику в отношении мигрантов, пожертвовав частью своих гуманистических ценностей.
Что касается экономической сферы, то ситуация с беженцами требует траты большого количества денежных средств на организацию жизни беженцев, выплату им пособий, а также на преодоление внутренних проблем, связанных с миграционным кризисом. [17]. Антитеррористическая борьба и обеспечение внутренней безопасности требуют больших финансовых вложений от государства и создания финансовых планов, которые будут рассчитаны на преодоление последствий миграции [17].
Однако, проблемы, возникающие с потоком иммигрантов, носят во Франции в большей степени не экономический, а социальный характер. Зачастую беженцы являются провокаторами конфликтов между ними и коренным населением Франции. Например, в январе 2018 года крыло кампуса университета в Сен-Дени было оккупировано мигрантами из Западной Африки, которые жили там на протяжении 6 месяцев [19]. Решение об эвакуации мигрантов было принято после обнаружения случаев чесотки у сотрудников, кроме того, здание университета было подвергнуто актам вандализма [18].
Еще одним пунктом, по которому наблюдается напряженность в отношениях между французами и мигрантами является стремительная исламизация французского общества [13]. Отчетливо заметным эта тенденция становится на примере Сен Сен-Дени (департамента на северо-востоке Парижа). Точная статистика, по словам Николя Деморана, на тему числа мусульман во Франции невозможна и даже запрещена, однако, по данным независимых журналистских исследований можно установить, что мусульмане в Сен-Сен-Дени имеют стремление требовать, чтобы ислам утвердился как социальная норма в общественной жизни [9].
В декабре 2018 года газета Le Journal du Dimanche выпустила статью 2 де, где, анализируя результаты «углубленного социологического исследования» заявила, что 8 из 10 французов считают, что страна не должна принимать мигрантов. Но в то же время общество разделилось надвое. Согласно исследованию, французское общество испытывает чувство беспокойства из-за миграционного феномена [18].
На основе материала социологического исследования можно выделить три основных причины, из-за чего больше всего переживают французы:
Президент страны Э. Макрон свою миграционной политику пытается строить исходя из двоякого отношения в обществе к мигрантам. В своих выступлениях он говорит, как о гуманизме по отношению к мигрантам, так и о жёстком подходе.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что миграционный кризис во Франции имеет большое значение для всех сфер жизни страны.
Во-первых, на почве миграционного кризиса существуют конфликты по поводу политики в отношении к беженцам между сторонниками гуманистического отношения к мигрантам и сторонниками жестких методов ведения миграционной политики и сокращения въезда беженцев в страну.
Во-вторых, содержание беженцев на территории государства требует больших финансовых вложений, что отрицательно сказывается на экономике страны, несмотря на то, что во Франции число мигрантов значительно ниже, чем в Германии, что связано с особенностями рынка труда во Франции.
В-третьих, большой проблемой являются взаимоотношения французов и беженцев: можно сказать, что во Франции на протяжении всего миграционного кризиса идет постепенное нарастание недовольства большим числом мигрантов на территории государства, исламизацией общества и ростом террористической угрозы.
Вышеперечисленные факторы указывают на то, что в скором времени Франции придется решать вопрос с миграционной политикой и определяться с вектором ее развития, пока ситуация в стране не обострилась до предела.
Список использованных источников и литературы
Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….
Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….
Статья опубликована «в порядке обсуждения». Автор сам несет ответственность за точность данных и корректность оценок….
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных
Настоящее пользовательское соглашение является публичной офертой (то есть предложением заключить соглашение).
Нажимая кнопки «Записаться», «Купить» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.
Сакаев Василь Тимерьянович (ИНН 165038479865) стремится всеми доступными способами обеспечить безопасность пользования сайтом http://politdem.ru/ (далее — Сайт). Настоящим Соглашением Сайт информирует Пользователей Сайта о том, какие сведения о Пользователе могут быть доступны Сайту, а также о том, каким образом используется полученная Сайтом информация. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки (регистрации), пользователь:
подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
подтверждает и признает, что им внимательно и в полном объёме прочитано данное Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях онлайн-заявки (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
даёт согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.
Пользователь даёт свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своём интересе.
Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.
Настоящее согласие Пользователя признаётся исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; номерах телефонов; e-mail. Пользователь предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными:
сбор и накопление;
хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем;
уточнение (обновление, изменение);
использование;
уничтожение;
обезличивание;
передача по требованию суда, в том числе третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Сайт не осуществляет сбор информации, направленной на идентификацию (определение) конкретных физических лиц — Пользователей Сайта.
Вместе с тем, в процессе функционирования Сайта, а также в результате осуществления Пользователями действия по использованию Сайта, Сайту становится доступна определенная информация о Пользователях, перечень и цели использования которой приводятся ниже.
Сайт предоставляет Пользователям возможность подписаться на рассылку Сайта. Пользователь в любое время может прервать рассылку, воспользовавшись соответствующей ссылкой, содержащейся во всех письмах, отправляемых Пользователю по подписке.
Сайт автоматически сохраняет информацию, посылаемую браузером пользователя при посещении им сайта. Эта информация включает запрос страницы, IP-адрес, тип и язык браузера, а также дату и время вызова страницы. Информация используется исключительно для анализа и поддержания качественной технической работы Сайта и автоматически удаляется через 30 дней.
При посещении Пользователем Сайта, Сайт отправляет один или несколько файлов cookie на компьютер пользователя или другое устройство.
Cookies — это небольшие текстовые файлы, которые, как правило, сохраняются на компьютере Пользователя до окончания сессии, т.е. до окончания работы в браузере, но в некоторых случаях и за его пределами. Файлы cookie используются:
для упрощения использования Сайта Пользователем;
для анализа в рекламных целях. На Сайте используются службы третьих лиц для отслеживания статистики посещаемости, получения информации о конверсиях по рекламным кампаниям и прочие.
С помощью этих сервисов и инструментов Сайт не собирает данные о конкретных Пользователях, а использует только общие статистические данные о посещаемости и эффективности Сайта и об эффективности рекламных кампаний.
Соглашение действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления Администрации Сайта с указанием данных, определенных ст.14 Закона «О персональных данных».
Мы не размещаем Ваши персональные данные в общедоступных источниках. Мы не принимаем решений, порождающих для Вас юридические последствия или иным образом затрагивающих Ваши права и законные интересы на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных.
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлён путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) politdem@mail.ru.
В случае возникновения дополнительных вопросов, Пользователь имеет возможность обратиться с соответствующим запросом к Администрации Сайта по e-mail: politdem@mail.ru.
Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента её размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Действующая редакция всегда находится на странице по адресу http://politdem.ru/#.
К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.